«Доброта» (1977) — не самый известный советский фильм про школу, но, наверное, удивляться тут нечему, ведь
директор школы, установил в заведении режим, который точно понравился бы не всем учителям и действительно был спорным. Хотя цели у директора были очень благородными. Но вот методы их достижения — крайне неоднозначными.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
В основе сценария «Доброты» — повесть Семёна Ласкина «Абсолютный слух». Для кино её адаптировал опытный сценарист Василий Соловьёв, а поставил фильм Эдуард Гаврилов. На главные роли, преподавателей-антиподов, Гаврилов утвердил актёров популярных и зрителям известных: Тамару Сёмину и Леонида Неведомского.
Тамара сыграла Марию Николаевну, новую учительницу, которая считает, что общение с детьми, воспитание и даже обучение должно быть основано на доброте и стремлении понять других. А вот директор Леонид Павлович (его играет Леонид Неведомский), в прошлом военный, полагает, что
залог успеха — дисциплина, организованность, субординация.
Для него, бывшего офицера-танкиста, школа — это своего рода поле боя и одновременно парадный плац, где все, от учеников до учителей, готовы дружно и с энтузиазмом идти в одном направлении.
А ещё у директора есть замечательная идея — перевоспитывать трудных подростков. Он в своё время и сам таким был и помнит сложности, которые ему приходилось переживать. Таких «трудновоспитуемых» ребят он находит в комнате милиции. И в группе этих парнишек есть явный лидер —
Юра Щукин, видный, харизматичный, умеющий командовать и явно одарённый организаторскими способностями. Юра и становится главой школьного самоуправления.
Директор Прохоренко уверен, что такое доверие должно помочь Юре и его неблагополучным приятелям адаптироваться в школе, доказать, что они тоже нужны обществу, убедить этих ребят, что их напрасно вычеркнули из жизни, хотя они лишь начали жить. Не правда ли, цель достойная и благородная?
Но со временем, понемногу такое гармоничное, такое
демократичное школьное самоуправление начинает приобретать оттенки самоуправства и даже диктатуры.
Оказывается, что мнение обычного школьника уже значит куда меньше, чем слово вожака и лидера, а сами лидеры всё больше напоминают криминальных авторитетов. И всё это приводит к серьёзному ЧП, в которое втянуты и школьники, и учителя.
Конечно же, в такой закрученной истории должны были сниматься не только взрослые таланты, но и юные артисты, способные убедить зрителей. И в центре тут оказался Николай Константинов, сыгравший того самого дерзкого Юру Щукина. Николаю нужно было играть семиклассника, хотя на самом деле ему было 19. И мне показалось, что возраст тут заметен: на фоне одноклассников Николай действительно выглядит старше (я поначалу было даже подумала, что авторы намекают, что Щукин — второгодник).
Но с ролью он справился,
критики позже хвалили молодого артиста за персонажа, одновременно привлекательного внутренней силой и отталкивающего надменностью на грани наглости, явно неглупого, но направляющего энергию на разрушение.
Новичком в кино Николай не был: он только что снялся в нашумевшей школьной драме «Розыгрыш» (1976). Как, впрочем, и Андрей Гусев, получивший роль экранного приспешника Щукина Пети Лукова. Кстати, Андрей снимается в кино и сейчас, а вот Николай предпочёл со съёмками завязать и стал художником.
Ещё в картине появились Алина Покровская, Эмилия Мильтон, Александр Вокач, Николай Парфёнов.
В последний раз зрители увидели на экране и Валентину Сперантову, без голоса которой, кажется, вообще невозможно представить детство:
спектакли, фильмы, мультфильмы, радиопостановки — Валентина Сперантова успевала везде. Роль глухой бабушки Щукина, живущей наполовину в себе, завершила карьеру актрисы. Буквально сразу после съёмок она ушла из жизни. А роль маленького сына Марии Николаевны отдали маленькому актёру Диме Замулину, который в кино работал с детсадовского возраста и потом ещё не раз появится на экране.
«Доброта» — фильм очень спорный.
Непробиваемая прямолинейность и даже какая-то узколобость директора Прохоренко в некоторые моменты всерьёз изумляет, хотя стремится он, бесспорно, к хорошему и правильному.
Но стоит ли жертвовать одними школьниками, чтобы перевоспитать других, — большой вопрос.
А что ближе вам: доброта или дисциплина?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: