Найти тему
ZAVODFOTO.RU

Где делают поездатые туалеты

Первые отечественные вагоны стали делать с 1846 года, а туалетами их оборудовать - только с 1863 года. Тогда это были обычные ватерклозеты, которые работали, в общем, как наши классические унитазы, принцип их работы не менялся на протяжении практически 130 лет. Да и при советской власти в стране было не до развития вагоностроения, поэтому революционных прорывов в туалетостроении тоже не было. Мы же до сих пор помним, как ещё недавно выглядели туалеты в поездах, туда же заходить было страшно. Сама конструкция унитаза была предельно проста: содержимое, после нажатия на педаль, смывалось небольшим количеством воды прямо на рельсы и шпалы через открывающееся дно унитаза. Благо пришли, наконец другие времена, и в наших поездах появились вакуумные и биотуалеты. Итак, знакомьтесь - наш сегодняшний герой, это - ООО «НТЦ Курс» - основной отечественный разработчик и производитель санитарно-гигиенических комплексов нового поколения, автономных систем водоснабжения и нагрева воды для РЖД, армии, медицины, городской инфраструктуры и автомагистралей. Между прочим, сейчас на более чем 70 процентах наших поездов установлены именно их вакуумные автономные туалеты и сопутствующее оборудование.

Компания ООО «НТЦ Курс» была создана в 1995 году. Тогда они размещались в совсем небольшом помещении в городе Жуковский, а начали свой трудовой путь с производства водяных насосов. На первых порах получалось делать всего несколько штук в неделю. В Раменское предприятие «переехало» в 2004 году на территорию бывшего завода «Техноприбор». Познакомившись с РЖД, стали их производить сотнями в месяц. Чуть позже сделали ставку на создание элементов и систем, связанных с системами водоподготовки и санитарно-гигиенических комплексов для пассажирских вагонов, водонагревателей, датчиков и автоматических кранов. Тема полетела, компанию стали узнавать. Спасибо экологической повестке и государственной программе по созданию поездов замкнутого экологического цикла, если проще, запретили гадить на пути. Успех пришёл к ним не за красивые глазки или кумовство, а за то, что их продукция надежна, даже если сравнивать с хвалёными зарубежными аналогами, а ещё и по цене сильно ниже. И вот так постепенно предприятие выросло в большое производство.

-2

ООО «НТЦ Курс» - это компания полного цикла - от идеи до серийного выпуска. Кроме, собственно, производства, есть у них своё конструкторское бюро, отдел перспективных разработок, включая схемотехников, программистов, специалистов по вакуумной и насосной технике. Как же так, ведь с виду туалет - вещь простая! А нет, вся его соль в большом количестве узлов и электронике управления, где есть свой умный процессор. Если честно, до приезда сюда, я даже не думал, что при производстве туалетов всё так сложно, тем интереснее было побывать на таком предприятии.

Конструкторский отдел

-3

Одна из интересных наработок компании - это туалетный комплекс с питанием от батареек. Представляете, более 180 тысяч смывов (где-то 4-5 лет эксплуатации), и на это дело хватает четырех обычных пальчиковых батареек.

Отдел перспективных разработок. Вот Александр тут как раз за главного .

-4

У компании «НТЦ Курс» экологически чистые туалетные комплексы (ЭЧТК) представлены тремя основными типами систем:

1) Туалет вакуумный с вакуумируемым баком - тип-ТВ. Они особенно хороши для железнодорожного транспорта, причём есть возможность масштабирования до 4-х унитазов. Из плюсов: малое количество компонентов, соответственно - простой монтаж. Из минусов - сложность конструкции вакуумируемого бака. Но ничего, и в этом вопросе специалисты компании всегда помогут.

2) Туалетный комплекс с промежуточной вакуумируемой емкостью - тип-ТК. По этому направлению масштабирование ограничено емкостью не вакуумируемого бака и местом под прокладку сливных магистралей. Зато расход воды при смыве весьма мал (всего 350-450 мл). Ещё важный момент, при нарушении герметичности прекращает работать только канал с нарушенной герметичностью. Что касается минусов, то для таких туалетных систем требуется дополнительное место для размещения модулей шлюза.

3) Туалетный комплекс с водокольцевым вакуумным насосом - тип-КВТО. А вот данные комплексы объединяют в себе достоинства двух предыдущих систем. Масштабируется до 8-ми унитазов. При этом в деле малое количество компонентов. Сам комплекс работает с любыми не вакуумируемыми баками. При этом предусмотрена электронная система контроля работы комплекса. Правда, предъявляются высокие требования к качеству материалов и монтажу сливной магистрали.

Эти системы объединяет высокая экономичность, автономность, антивандальность, масштабируемость и исключительная надежность. Понятное дело, что каждое техническое решение имеет набор характеристик позволяющих подобрать и адаптировать ЭЧТК под конкретные задачи.

Туалетный комплекс (ЭЧТК тип ТК)

-5

Само производство расположено на трех производственных площадках в Московской области, где имеется всё необходимое оборудование, от простых до сложных станочных комплексов, различного сварочного и гибочного оборудования, покрасочных камер и, конечно же, всяческих испытательных стендов.

Вот сотрудницу ОТК поймал за работой. Она осуществляет проверку параллельности плоскостей.

-6
-7

Хватит теории, идём, наконец же, на производство. Ага, станки заморские, знаю, Мazak - это отличный выбор.

-8

Производство туалетов начинается с листов железа (стали титаносодержащие, нержавеющие), которые первоначально кроятся вот на таких лазерных раскроечных машинах. На следующем этапе подключаются различные пресса, листогибы и т.д., которые заготовкам придают нужные формы. А попав в руки к сварщикам, будущее изделие практически приобретает готовый вид. Потом, если надо, что-то красится. Параллельно в сборочных цехах создаются «мозги», «руки-ноги» туалетов и т.д.. И всё ближе наш финиш, окончательная сборка и проверка.

-9

Так, мимо отечественного оборудования тоже просто так проходить не буду, ведь не секрет, что встретить наши станки на заводах, это, как зверька в природе из Красной книги.

-10
-11

Мировой опыт использования вакуумных унитазов насчитывает более 30 лет. Суть работы - в создании вакуума в накопительном баке с помощью электродвигателя, а когда мы нажимаем на смыв, то содержимое унитаза с жутким шумом исчезает в сливном отверстии под воздействием воздуха и воды, засасываемых в бак. Далее с помощью вакуума отходы засасываются в приемную камеру, а затем с помощью сжатого воздуха «выталкиваются» в накопительный бак. Естественно эта система оборудована дополнительным подогревом для использования в наших суровых условиях. Кстати, вакуум ещё и не позволяет распространятся неприятным запахам. Понятное дело, что в современных поездах это не просто один унитаз, а целая система с различными элементами, ведь даже душевые в поездах уже есть.

Штамповочный участок. На фото гидравлический пресс

-12

Вот такие образцы, благодаря прессам-помощникам, тут и получаются. Данные унитазы предназначены для работы с вакуумными системами. Они изготовлены из коррозионностойких материалов, а управляются электронными контроллерами. Да, на данный момент порядка 90 % выпускаемой продукции идёт на железную дорогу, но компания активно смотрит по сторонам. Сейчас компания выпускает до тысячи вагоно-комплектов санитарного оборудования в год. Если ещё глубже копнуть, то у «НТЦ Курс» в линейке порядка 300 позиций. Среди базовых - вакуумных унитазов и водонагревателей выпускают в среднем в месяц 300-500 штук, баков накопительных порядка 200, насосов где-то 500 и смесителей разного формата под 1000 штук. Понятное дело, что если рынок будет готов на большее, то местные умельцы тоже прибавят.

-13

Здесь делают готовые крышки для водонагревателей.

-14

Ещё один пример, что с прогрессом тут на "ты"! Кто не слушается, сами виноваты :).

-15
-16

Листогибочный участок.

-17
-18

Что ещё сразу бросается в глаза, так это наличие разнообразного сварочного оборудования. Вот машина сварки кольцевых швов.

-19
-20

Посмотрел в другую сторону, а тут уже машина сварки продольных швов работу делает свою.

-21
-22
-23
-24

Ещё одним направлением серийно-производимых устройств являются автономные системы водоснабжения и нагрева воды. Изделия обладают высокой надежностью, снабжены процессорными блоками управления и контроля и представлены линейкой с разными характеристиками объема, мощности и питающего напряжения в зависимости от потребности заказчика.

-25

Любят их изделия и военные. Как раз вот ребята работают над очередным заказом для Министерства обороны. Прежде всего, это мобильные модули полевых помывочных комплексов, бань на автомобильных шасси, душевые и туалетные комплексы для полевых объектов и прицепов.

-26

Ходят слухи, что на одних совместных учениях, по соседству стояли два аналогичных комплекса, так даже жены иностранных генералов бегали в наш клозет, буржуйский в поле боя оказался совсем не воин. Вот вам и ещё один аргумент, уважаемое НАТО, русских не победить!

-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34

Сегодня в компании работают порядка 230 человек.

-35
-36

Почти готовые баки для системы сбора «серой» воды. Они тоже пойдут на объекты для военных. Их уже сделами более 200 штук за последнее время. А так такой один бак рождается за сутки с нуля на одном посту (в команде работает сварщик и слесарь). В зависимости от необходимости и плана, над баками тут работают и два, и три поста и т.д. И тут мы выходим на ещё одну сильную сторону компании, что они, кроме низкой цены, дают своим клиентам полный комплекс, и у тех уже голова не болит. Например, тем же военным поставляется полностью санитарно-гигиенический блок (СГБ), в состав, которого входят: туалетный комплекс, система холодного и горячего напорного водоснабжения, система сбора «серой» воды, а также вспомогательные системы. Конструктивно всё перечисленное оборудование СГБ размещено в туалетном, душевом отсеках и техническом блоке.

-37

Несколько покрасочных камер тоже облегчают жизнь.

-38
-39
-40

Именно такие накопительные баки и подвешиваются под вагонами, чтобы наши отходы жизнедеятельности не попали на рельсы. Они оборудованы системой контроля и индикации уровня заполнения. При необходимости дополняются системами жидкостного, электрического обогрева и оборудованы теплоизоляционным кожухом.

Бак вакуумный, его объём тысяча литров, а вес 850 кг.

-41

На этом участке происходит сборка электромеханических кранов, они применяются в системе отопления в пассажирских вагонах. Вот и получается, благодаря в том числе и «НТЦ Курс», мы путешествуем в тепле и уюте.

-42

Датчики уровня жидкости. Они контролируют заполнение жидкости в баках.

-43
-44

Электронные микропроцессорные блоки, порционные смесители и краны, насосы, клапаны, пластиковые изделия, кабельная продукция, трубопроводы, уникальные компоненты вакуумной системы - вся продукция разработана конструкторами «НТЦ Курс». Более того у «НТЦ Курс» много своих различных патентов и сертификатов. Ведь по сути эту отрасль у нас в России им приходилось создавать практически с нуля.

-45
-46

Паяльный участок. Тут припаивают провода, платы находят свой дом и т.д. Вот на этом направлении работают чисто девочки.

-47
-48

Участок по сборке вакуумных установок.

-49
-50

Насос водокольцевой вакуумный на проверке. Данные изделия позволяют упростить туалетную систему как с вакуумируемым баком, так и с промежуточным. А ещё они помогают производить непосредственную транспортировку канализационных стоков.

-51

Компания производит для себя и насосы. Они построены по принципу центробежных машин, с плавающими рабочими колесами. Для привода применяются электродвигатели коллекторные и асинхронные. Асинхронные двигатели однофазные на 220 вольт. Трехфазные двигатели с инвертором запитываются от напряжений постоянного тока 50-110 вольт, а также от переменного тока 200 вольт 50 герц однофазной сети, в зависимости от рабочего напряжения электродвигателя. Чтоб быть совсем честным, часть электродвигателей в своих системах они используют белорусского производства. Всё дело в том, что электродвигатели такого формата и качества пока просто не производятся в России. Это асинхронные электродвигатели со своими частотными преобразователями. А на фото насос ЭЦН-2-15-220/3Ф МВИЮ.306563.004, который предназначен для подачи воды под давлением к санитарно-техническим системам. Входит в состав установки подачи воды УПХиГВ-3-0-0/220/3ф.

-52
-53

А это мы уже на участке сборки водонагревателей. Они проточно-накопительного принципа работы, со встроенным электронным блоком управления, контролирующим основные элементы и параметры водонагревателя.

-54

В их линейке есть водонагреватели на 3, 14, 30, 80 и даже 100 литров. Такие водонагреватели предназначены для нагрева воды в системах водоснабжения и автоматического поддержания её температуры в интервале +60°С…+70°С в санитарно-технических устройствах стационарных и подвижных объектов, в том числе и для пассажирских самолетов.

-55

И, конечно же, каждое изделие проходит проверку с пристрастием.

-56

Доказав всем, что они умеют делать такую нужную и надежную продукцию для РЖД и городской среды, «НТЦ Курс» активно взялись сейчас заинтересовывать собой и авиацию, например, тот же МС-21. Согласитесь, если мы стремимся сделать свой новый самолёт с максимальной локализацией, грех отдавать туалетную тему иностранцам. А вдруг они нам санкции и по этой теме включат :). Кстати, один иностранный туалет для самолётов стоит порядка 35 000 американских денег, а их ведь там несколько. Поэтому лично я желаю, пусть эти деньги останутся в России.

Участок по сборке туалетов. Скоро у них приятные хлопоты, переезд в новых цех, где и места побольше, да и вообще работать будет комфортней.

-57

Ещё один значимый бой намечается на флоте, где пока преобладает импорт. И поверьте, как же тут всё непросто. Уже много лет они пытаются выйти на этот рынок со своим уникальным предложением, и какое-то мощное лобби сверху просто блокирует все инициативы. Благо государство в последнее время взяло курс на импортозамещение, и картина начинает меняться. Даже ходаки из судостроительных компаний, наконец-то, стали приезжать к ним на аудит, и знаете сама продукция и предприятие-то им нравится. Ещё раз напомню, ведь их вакуумные туалетные комплексы прошли не один год эксплуатации в различных условиях, доказав свою надежность.

-58

А так в вакуумных туалетных комплексах для флота уже решены все проблемы вибрации и попадания в них посторонних предметов. Компоненты оборудования проработаны таким образом, что случайно выпавшая вещь в систему точно не пройдет. Она застрянет еще на входе, так как отверстие в чаше унитаза всего 38 мм. Такие туалеты могут выдерживать перегрузку до 5g, а это для скоростных судов самое то, так и хочется сказать: "Вам туалеты от «НТЦ Курс» сам доктор прописал!" Предусмотрена и специальная электроника, водостойкие корпуса, всё это позволяет избежать коротких замыканий, и, как следствие, пожара. Не забыли и про среду, например, про большое содержание солей в воздухе. Кстати, разработанный специально для флота контроллер вакуумного туалета, если что-то сломается, укажет ошибку на дисплее, и мастеру не нужно будет перебирать всю систему, удобная штука, однако.

-59

По мере продвижения в городах и селах комфортной среды, актуальность автономных туалетов, несомненно, набирает обороты. И «НТЦ Курс», конечно же, не стоит в сторонке, а предлагает свои великолепные решения. Их автономные туалетные модули при установке в заданном месте являются достаточно мобильными, и при этом требуют минимальной подготовки площадки под установку, минимум согласований и одну линию однофазного напряжения требуемой мощности. Прямо сейчас, например, их туалеты можно увидеть на Красной площади. А так, даже «Роскосмос» не отказал себе в поставке нескольких автономных туалетных модулей.

-60

Вакуумные туалеты по сравнению с традиционной гравитационной системой очень сильно экономят воду, примерно в 10 раз. В их работе используется воздух в качестве «транспортного средства» вместо воды. Также вакуумная туалетная система надежнее, а ещё и неприятных запахов в рамках функционирования значительно меньше.

-61

Обратная сторона медали, ой, туалета :). Ещё раз мы видим, как тут всё не просто.

-62

Большое спасибо ООО «НТЦ Курс» за открытость и тёплый приём! Дальнейшего вам роста и процветания, да что скромничать, мир туалетный завоевать!

-63

Ваш Промблогер №1 Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров!

На данный момент я уже лично посетил более 500 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

Яндекс.Дзен  /  LiveJournalFacebook  /  ВК  /  Одноклассники  /  Instagram