Найти тему

Тяга к преступлениям - основа противоречивой природы человека?

Что вам первое приходит на ум, когда вы слышите слово "преступление"? Убийство и насилие? А как же нарушение правил дорожного движения, оскорбление чести человека, клевета?

Когда турист забирает из номера отеля полотенце, когда офисный сотрудник таскает домой по паре пакетиков чая, когда покупатель берет несколько бесплатных карандашей в Икеи, разве можно из-за этого обвинять человека в преступлении? Человек совершает много необдуманных поступков, а его мнение часто зависит от толпы и других внешних причин. Оправдание своей слабости мы находим просто, а вот устоять перед соблазном очень сложно.

Дэн Ариэли - израильско-американский экономист, профессор психологии и поведенческой экономики, провел ряд исследований, которые легли в основу книги "Вся правда о неправде. Почему и как мы обманываем", опубликованной в 2012 году. Один из экспериментов был направлен на изучение самообмана. Участникам предложили восемь вопросов, аналогичные которым можно встретить в тестировании на IQ.

Второй группе раздали бланки с подсказками и попросили сначала самостоятельно выполнить все задания, и лишь в самом конце проверить правильность ответов. В результате у всех участников этой группы результаты были выше среднего. Возможность улучшить свои показатели при помощи подсказок использовали все.

Еще один интересный вывод, к которому пришел Дэн Ариэли в результате исследований: обман и воровство распространяются словно вирус, а терпимость к мелким нарушениям развращает окружающих. Проще говоря, если вы начнете ввязываться в какие-либо авантюры, то остановиться уже не сможете. Каждый последующий случай обмана растягивает моральные рамки.

Индивидуальная работа не оставляет маневра для переноса ответственности на кого-то другого, но и уровень эффективности будет оценивать сам исполнитель, что может привести к некоторой лени или занижению планируемых результатов. Командная работа это ответственность перед товарищами и четкое разделение сфер ответственности. В то же время зависимость показателей от работы друг друга может стать причиной натяжек или необоснованного снисхождения.

Сюда же относим синдром Робина Гуда, когда человек делает неправомерные вещи и говорит, что он хороший человек, который заботится о благе других людей. Противоречивость эгоистически-альтруистических стремлений человека заставляет его сдерживаться, однако такой человек пускается во все тяжкие, когда преступление в его глазах полезное по идеологическим соображениям.

Тут можно сказать, что мы не те обманщики, которых говорится выше. Однако человечество в цело склонно к нечестивому поведению.

Также зачем Дэн Ариэли начал изучать причины обмана и в целом данную модель поведения? Потому что потенциально, каждый из нас может стать преступником и специалистам нужно знать, как проявляется нечестность и каким образом это нужно ограничивать.