Торговля между разными государствами и городами всегда играла огромную роль для экономики. Однако столетия назад транспортное сообщение было ограничено возможностями людей и вьючных животных – ведь еще не было товарных поездов и самолетов. Необходимо было перевозить товары на большое расстояние, зачастую через лишенные жизни местности, такие как пустыни. И для того чтобы торговые караваны могли найти себе пристанище, отдохнуть и подкрепиться в безопасном убежище, и стали строить караван-сараи.
История
Слово «караван-сарай» имеет персидское происхождение и буквально означает «дворец для караванов». Фактически это было место, где торговцы, перевозившие товары с помощью вьючных животных, могли отдохнуть в безопасности и относительном комфорте, а также дать отдых своим верным помощникам – верблюдам, мулам, ослам и другим вьючным животным.
Больше всего караван-сараев было на территории Ближнего Востока, Передней и Центральной Азии. Точную дату их появления установить сложно. Но еще Геродот, живший в V в. до н. э., писал о прекрасных пристанищах для путников. Караван-сараи были на Великом шелковом пути, на Царской дороге, построенной персами, и на Великом колёсном пути, проходившем через Индию и Бангладеш.
Во времена распространения ислама эти сооружения были типичным элементом пейзажей Ближнего Востока, Северной Африки и европейских стран, находившихся в подчинении османов. Караван-сараи также приносили доход, который затем использовался в благотворительных целях, через так называемый вакф.
Устройство караван-сарая
Дворцы для караванов обычно располагались на удалении 30-40 км друг от друга. Расстояние примерно соответствует одному дню пути, то есть торговцы успевали добраться до очередного пристанища раньше, чем опускалась ночь.
Как нетрудно догадаться, строились эти сооружения в основном вдоль торговых путей. Однако можно было найти их и в городах. Большинство караван-сараев представляли собой прямоугольную или квадратную постройку в один или два этажа и с большим внутренним двором. В дворике обычно располагался большой колодец.
Стены здания были мощные и имели мало сквозных отверстий. Поэтому караван-сараи были достаточно безопасны и легко могли при необходимости превратиться в крепость и выдержать нападение разбойников. Но, конечно, против хорошо организованной армии им было не выстоять.
Внутри комплекса располагались жилые комнаты для постояльцев, продовольственные и товарные склады, загоны для вьючных животных. Поскольку строились караван-сараи обычно в засушливых землях, в комплексе также часто был полуподземный резервуар с чистой водой.
Хотя снаружи караван-сараи напоминали настоящие дворцы, внутреннее убранство было довольно скромным. В некоторых даже не было постелей для гостей, и постояльцам приходилось возить спальные принадлежности с собой.
Однако комплексы, построенные в крупных городах, отличались повышенной степенью комфорта. В них торговцы могли посетить баню, бассейн и чайхану, обменять деньги. Укреплены городские дворцы для караванов были хуже, ведь и риск нападения на них был ниже.
Караван-сараи имели огромное значение для торговли. Однако в XIX в. их роль постепенно сошла на нет, когда начали строить железные дороги и товары все реже перевозили с помощью караванов.
________________________
Спасибо за внимание! Лайки и подписки не обязательны, но приветствуются :)
Также читайте: