«Gloria mundi» — часть латинского крылатого выражения «Sic transit gloria mundi», означающего «так проходит мирская слава».
Глория – имя главной героини повести Юлии Линде. Какая связь между афоризмом, означающим утрату иллюзий, крушение надежд, и подростком, талантливой актрисой, которая окончила школу экстерном и в пятнадцать лет стала студенткой ГИТИСа? «Глория по-русски значит слава», как говорится в известном стихотворении Бориса Слуцкого. Амбициозная мама наделила дочь этим именем, надеясь, что та многого добьется в жизни. Но пока Глории приходится несладко. В ее учебной группе царит атмосфера зависти, ревности, стукачества, сплетен. У нее нет друзей, а ведь именно в подростковом возрасте человек остро нуждается в дружеском плече, в понимании. И вот однажды у метро Библиотека имени Ленина (Ю. Линде называет точную локацию, чтобы подчеркнуть достоверность происходящего) Глория-Лора видит группу симпатичных молодых парней и девчонок, играющих на разных электроинструментах и задушевно поющих: «Снова дождливые листья и за вопросом вопрос. Верю в Тебя, моя истина, верю в Тебя, мой Христос». Неплохие стихи и приятное исполнение («уютный баритон» солиста) заставляют Лору замедлить шаг, и тут же ее мягко берет в оборот девушка с листовками-приглашениями, зазывает послушать «христианский рок» и посетить некую молодежную церковь. Ребята привлекательные и доброжелательные, Лора тоскует по нормальному, без издевок и подсиживаний, человеческому общению. Она, поколебавшись, принимает приглашение. И оказывается в секте.
Остроумно пародирует Юлия Линде «завлекалочки», характерные для адептов подобных псевдорелигиозных организаций и всякого рода психокультов, работающих под личиной «курсов личностного роста». Получается эдакий шарж на коучей и «гуру». Причем фантазия автора превосходит интеллектуальные потуги реальных харизматов. Здесь и «пророческие семинары», и «библейские тренинги, помогающие достичь успеха», и «мастер-классы по эффективной молитве», и даже «индивидуальные молитвенные карты». И всё это под чай «с печеньками».
У организаторов секты продуманный бизнес-план, четкая стратегия, как обаять в первую очередь молодежь. Яркие плакаты с живописными пасторами, один даже с синими дредами и зеленой бородой. При «церкви» собственная музыкальная группа «Fire Generation», исполняющая композиции с фамильярными для старшего поколения, но симпатичными для молодежи названиями «Иисус — мой приятель» и «В гостях у Иисуса».
Запросы у приверженцев этой церкви поверхностные, примитивные, не идущие дальше зарабатывания денег и стремления к бытовому комфорту. Всё это Линде тонко и едко высмеивает. «Моей жене Светлане после семейной молитвы было пророческое откровение… Она увидела себя с лампой для сушки гель-лака. Сейчас она успешно работает в сфере наращивания ресниц и маникюра. Очень хорошо зарабатывает!.. Слава Иисусу, другу нашему!» К настоящей вере и духовным поискам это, конечно, никакого отношения не имеет.
Книга — не просто повествование, почти бесстрастно фиксирующее этапы подавления личности неофита, попавшего в сети секты. Это еще и художественное исследование причин, по которым человек оказывается в деструктивной организации. И дело здесь не только в отсутствии друзей и единомышленников. В первых главах (конкретно в четвертой) Лора как бы вскользь замечает, что ее мама далека от какой бы то ни было традиционной религиозной конфессии, она «верит только в медитацию, переселение душ карму и чакры… в астрологию еще, в Рерихов, немного в язычество и позитивное мышление». Исчерпывающая характеристика одного из распространенных, к сожалению, типажей современного человека, ищущего ответы на вечные вопросы в эзотерике, у сомнительных «учителей». У такой поверхностной, увлекающейся матери, которая не смогла сформировать у своего ребенка четкой мировоззренческой позиции, дочь становится жертвой сектантов и вынуждена рассчитывать только на собственные силы, чтобы вырваться из секты. К тому же мать воспитывала Глорию, удовлетворяя свои амбиции. Она с трех месяцев ввела дочь в мир рекламы и модельного бизнеса, мечтая, чтобы та сделала карьеру модели и актрисы. Глория честно признается: «Я амбициозна, я карьеристка». Мама добилась желаемого, «зарядила» дочь на успех. Вот только счастья ей это не приносит.
Но поначалу Глорию очаровывает доброжелательность ее новых знакомых, разительно контрастирующая с равнодушием и враждебностью ее однокурсников по ГИТИСу. Сектанты позиционируют себя как дружную семью, «в сердце которой Иисус», и Лора позволяет себе окунуться в эту иллюзию. На первой же встрече она доверчиво сообщает многолюдной аудитории прихожан «церкви», что ее папа работает в «Газпроме», что позволяет им с мамой «жить вполне кучеряво». Теперь она, сама того пока не зная, становится ценным уловом для руководителей этой тоталитарной секты, выкачивающей средства из легковерных адептов. Да и кого из молодых людей не привлечет возможность побывать на пикнике среди дружелюбных сверстников, с шашлычком и витаминными смузи, попутно «зажечься Божьим посещением», «погрузиться в атмосферу чудес и пророческого помазания»? А еще послушать «христианский рок» и зажигательные проповеди обаятельных молодых пасторов. И вот тут-то начинается самое настораживающее и пугающее.