Как это часто бывает, на фоне оглушительных событий 21 февраля 2022 года, остальные мировые новости ушли не просто в тень, а почти в подполье. А между тем, в мире в эти сутки произошли и другие важные события.
Почти никто в нашем Союзном государстве не обратил внимания на то, что, например, в африканском государстве Буркина-Фасо произошёл переворот. Не вчера, месяц назад. Буквально в течении суток военные заняли столицу страны, город Уагадугу, закрыли границы, арестовали и увезли в неизвестном направлении действовавшего президента Рок Марк Кристиан Каборе и распустили парламент. Уже 31 января новые власти по радио объявили, что новым президентом страны стал лидер переворота, подполковник Поль-Анри Сандаого Дамиба. Казалось бы, и что нам до этого?
Жители страны встретили смену власти по-африкански традиционно – уличными танцами и праздничными гуляниями. Находившийся до этого 7 лет у власти Каборе успел здорово надоесть своим соотечественникам. При нём страна всё глубже погружалась в пучину исламского фундаментализма, а управляли ею фактически бывшие хозяева – французы.
16 февраля Подполковник Дамиба принес присягу перед Конституционным советом Буркина-Фасо для вступления в должность президента. В своей речи, с которой он обратился к стране в ходе инаугурации, в качестве основной причины переворота новый президент назвал неспособность прошлого президента Рока Марка Кристиана Каборе «обуздать мятеж исламистов», в результате которого погибли тысячи людей и более миллиона человек вынуждены были покинуть дома.
Через 2 дня, 18 февраля США объявили, что приостанавливают оказание республике (а «фасо» на русский язык переводится именно как «республика») финансовой помощи, поскольку не признают легитимность нового правительства, пришедшего к власти в результате переворота. Именно не «прекращают», а «приостанавливают», то есть, если новое правительство будет вести себя правильно, трансатлантический валютный ручеёк может возобновиться. И, опять же, при чём здесь Россия?
Так вот. В тот же день, 18 февраля, Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова в своём Twitter поздравила Россию и Буркина-Фасо с большим совместным праздником – 55-летием установления дипломатических отношений. «Наши страны, – написала она, – успешно координируют свои действия в ООН и на других международных площадках. Желаем мира, процветания и благополучия жителям Буркина-Фасо».
Всё это произошло на фоне того, что вот уже несколько дней на улицы Уагадугу выходило всё больше людей, требовавших у новой администрации разворота страны в сторону России. Причём обычно довольно суровые военные власти к этим демонстрантам относились вполне лояльно, можно даже сказать, на показ сочувственно.
И вот, 21 февраля, примерно в то же время, когда Владимир Путин в Москве выслушивал членов Совета Безопасности по вопросу признания ЛНР и ДНР, в далёкой Уагадугу на улицы вышли не просто демонстранты, но сотни демонстрантов с флагами России, портретами её президента и лозунгами «Долой Францию» и «Мы хотим Россию». На этот раз митинг был настолько серьёзным, что ему даже посвятил сюжет центральный новостной канал EuroNews.
Если присмотреться, можно заметить, что тексты на пророссийских плакатах и плакатиках написаны на двух языках, из которых ни один не является английским. Первый – это французский, и это понятно, поскольку именно он является основным языком республики. А второй – наш Великий и Могучий. То есть, свои лозунги участники демонстрации весьма недвусмысленно обращали даже не столько к своему, сколько к российскому народу и правительству.
Так что ждём подписания новых указов. И не удивительно будет, если африканская страна в ближайшее время попросится в Союзное государство. Что, в принципе, разрешается 65-й статьёй договора о его образовании, в которой говорится, что «Настоящий Договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союзного государства и принимающих на себя в полном объёме обязательства, вытекающие из Договора». Конечно, учитывая нищету страны, её вряд ли примут с распростёртыми объятиями, но вот сделать «наблюдателями» при Парламентском собрании Союза, как сделали ими Абхазию и Южную Осетию, вполне могут. В своё время мы отказали в этой просьбе Югославии (в 1999 году) и Молдавии (в 2001-м), о последствиях говорить не будем. А там, через некоторое время (тем более учитывая богатые золоторудные месторождения страны), может и получится включить в Союз первую африканскую республику.
А как вы считаете, могут ли войти в наш Союз африканские страны? Пишите в комментариях👇👇👇, давайте спорить. Нам важно знать ваше мнение!
Валерий ЧУМАКОВ, Москва
© "Белорус и Я", 2022