Найти тему

Почему ребенок "в телефоне"?

Давайте сегодня с вами немного поразмышляем. Сеть буквально кишит сегодня различными статьями на весьма актуальную тему: "Как отвлечь ребенка от гаджетов?" (собственно, любая поисковая система выдаст вам именно это по первым словам запроса "как отвлечь" - что может в наше время больше говорить об актуальности?)

А мы сегодня попробуем подойти к проблеме с другой стороны - ответить на вопрос "А почему, собственно, ребенок зависает в гаджетах?" Возможно, тогда ответ на вопрос, как его отвлечь (и надо ли), найдется сам собой.

Во-первых, ребенок растет не на необитаемом острове (к глубочайшему сожалению многих родителей). Он включен в социум, в культуру, в огромную инфосферу, окружащую его с того самого момента, как малыш научился говорить. Самая первая и простая причина того, что ребенок "в телефоне" - он подражает тому, что видит со стороны взрослых и старших сверстников, искренне не видя в этом ничего плохого. И, полностью блокируя ребенку доступ к благам современного мира, не рискуем ли мы созданием нового "дикаря цифровой эпохи", который не будет принят и понят сверстниками именно из-за определенного культурного разрыва? Речь о благах, конечно, в ироническом ключе - но всё же, всё же... Мне вспоминается одна весьма умная и интеллигентная женщина (и тут уже без тени иронии), решившая воспитывать дочку исключительно на советских мультфильмах и книжной классике. Дочь росла, всё было прекрасно. Но первый же поход в детский сад принес трагедию непонимания:

- Мама, - размазывал слезы по лицу ребенок, - со мной никто не хочет дружить! Почему? Потому, что я не знаю, кто такой Шрек!

И вот тогда стало понятно, что классика - классикой, а современность - современностью. Одно другого вовсе не исключает, хотя мы и привыкли мыслить по принципу "либо то, либо это". Ребенок, растущий в социуме, должен быть вовлечен в культурный контекст, иначе он не сможет в итоге наладить связи с этим самым социумом.

Итак, первая причина - социальное научение и подражание. И в этом нет вовсе ничего плохого, по своей сути это нормальное поведение. Разве что модели для подражания в последние десятилетия успели смениться, но ведь сам ребенок в этом не виноват...

Продолжение статьи - в следующем номере.