В последние дни Южная Корея активно готовится к возможному нападению России на Украину. Основные вопросы, которые при этом обсуждаются: 1) как минимизировать экономические потери, неизбежные в случае начала войны и введения жёстких санкций против Москвы; 2) как помочь союзникам и Украине.
На чьей стороне Южная Корея будет в грядущей войне, сомневаться не приходится. И хотя традиционная тактика корейцев в ходе разного рода международных конфликтов — особенно в регионах, где у них есть коммерческие интересы, состоит в том, чтобы по возможности сидеть тихо и не отсвечивать, на сей раз оставаться в стороне, надеясь, что всё как-нибудь само рассосётся, Сеул, судя по всему, не сможет, да и не собирается.
Давайте посмотрим, что происходило в этой связи в последнее время.
ЭВАКУАЦИЯ
Как вы помните, 11 февраля МИД Республики Корея призвал всех граждан страны немедленно покинуть Украину. Призывами дело не ограничилось: была организована эвакуация автобусами из Киева в Львов — для дальнейшего выезда за границу. На данный момент большинство южнокорейских граждан уже вернулись на родину или выехали в третьи страны, хотя некоторые — особенно из числа тех, у кого в Украине вид на жительство, видимо, предпочтут остаться несмотря ни на что. Корейское посольство в Украине, которое, кстати, само перебазировало своих сотрудников во Львов и в Польшу, раздаёт остающимся наборы для оказания первой медицинской помощи и информацию о бомбоубежищах, но призывает этих людей всё-таки уехать — хотя бы в западные области Украины.
ТРЁХСТОРОННЕЕ ЗАЯВЛЕНИЕ КОРЕИ, США И ЯПОНИИ
12 февраля в Гонолулу министр иностранных дел Республики Корея Чон Ыйён (정의용) участвовал в трёхсторонних переговорах со своими коллегами из США и Японии — Энтони Блинкеном и Йосимасой Хаяси. Украинская тема была одной из главных на этой встрече. В принятом по итогам переговоров совместном заявлении говорится: «Госсекретарь и министры иностранных дел обсудили концентрацию российских войск вдоль украинской границы и выразили твёрдую поддержку суверенитету и территориальной целостности Украины. Они приняли решение тесно сотрудничать для предотвращения дальнейшей эскалации напряжённости со стороны России».
МУН ДЖЭИНА БЕСПОКОЯТ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ
14 февраля президент Мун Джэин отдал распоряжение правительству подготовить срочные меры в связи с ситуацией вокруг Украины. «Мы должны интенсивно поработать, чтобы эвакуировать наших людей, и заранее подумать, как свести к минимуму ущерб для наших компаний. Меры необходимо принять срочно, поскольку политическая нестабильность в Украине продолжается и признаков урегулирования не видно».
Среди важнейших проблем, которые предстоит решить в связи с угрозой войны, Мун назвал организацию бесперебойных поставок энергоносителей, зерна и прочего сырья. Как отметил глава государства, украинский кризис ещё раз продемонстрировал угрозу, которую военные конфликты создают мировой торговле. Президент подчеркнул важность формирования надёжных логистических цепочек и призвал использовать текущий кризис для совершенствования структуры национальной экономики и повышения конкурентоспособности корейской промышленности.
ПРАВИТЕЛЬСТВО СОЗДАЁТ ЗАПАСЫ
15 февраля в правительстве сообщили, что используют все имеющиеся рычаги для минимизации экономического ущерба от украинского кризиса и снижения волатильности финансового рынка. Разработкой соответствующих мер в правительстве занята специальная рабочая группа, которая рассматривает в том числе и вариант российского вторжения в Украину с последующими экономическими санкциями против Москвы со стороны США и их союзников.
Корейскую биржу и курс воны, кстати, от всего происходящего лихорадит уже сейчас, а мировые цены на нефть на фоне кризиса выросли с конца прошлого года на 15 долларов, в результате чего в Корее дорожает бензин.
В правительстве пообещали создать дополнительные складские запасы сырья, топлива и других ключевых товаров, искать возможности импортозамещения и диверсификации импорта на случай возможных перебоев в поставках.
МИНОБОРОНЫ ЧТО-ТО ТЕМНИТ
Судя по материалам южнокорейского информационного агентства Йонхап, корейский МИД и Минобороны обсуждают сложившуюся ситуацию с союзниками и думают, как быть. Совместное заявление глав внешнеполитических ведомств Кореи, США и Японии уже выше упоминалось. Из него понятно, что Сеул определился со своей позицией в принципе, но ничего нельзя сказать о том, чем конкретно Корея собирается помочь союзникам и Украине. 14 февраля вопрос об этом был прямо задан пресс-секретарю Пентагона Джону Кирби, и тот ответил так: «Если [южнокорейцы] хотят помочь Украине в практическом плане, я уверен, что украинцы будут им за это благодарны». Впрочем, как подчеркнул Кирби, подобные решения все страны принимают самостоятельно.
В южнокорейском Минобороны не стали отвечать на вопрос, просил ли Пентагон у Южной Кореи какой-либо помощи в украинском противостоянии, а только сказали, что поддерживают тесную координацию с «соответствующими организациями» и, в частности, обмениваются разведданными с Францией и другими странами.
МИД ПРИЗВАЛ УВАЖАТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ
В корейском МИДе журналистам сообщили, что внимательно следят за ситуацией на Украине и поддерживают по этому поводу тесные контакты со странами-партнёрами. При этом в МИДе подчеркнули, что суверенитет и территориальная целостность Украины должны соблюдаться и её независимость следует уважать, и выразили надежду на восстановление мира и стабильности путем диалога и дипломатических усилий.
Ещё в МИДе сказали, что обсуждают расширение гуманитарной помощи Киеву, и напомнили, что Украина входит в число стран, которым Корея в период с 2021 по 2025 годы планирует оказать содействие в экономическом развитии.
КОРЕЯ МОЖЕТ ПОДЕЛИТЬСЯ С ЕВРОПОЙ ГАЗОМ
Как передало 20 февраля агентство Йонхап, Корея всерьёз рассматривает вопрос о том, чтобы распечатать свои хранилища сжиженного природного газа (СПГ) и поделиться им с Европой, если из-за войны и санкций там возникнут перебои с поставками. Информацию об этом агентству слил сотрудник МИДа на условиях анонимности.
Впрочем, с газом не всё так просто. Ранее США прямо обращались к Японии и Корее поддержать, в случае чего, Европу поставками СПГ, но Сеул, как говорят, ответил отказом, сославшись на то, что газ зимой ему тоже нужен. С другой стороны, сами европейские страны сейчас активно ищут новые варианты поставок газа и контактируют на эту тему с Кореей. По-видимому, Сеул в итоге поможет, но не раньше весны, которая, впрочем, уже на носу.
МНЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЭКСПЕРТОВ
Как обычно, в нынешней ситуации нет недостатка в экспертных оценках, в том числе авторитетных. В частности, специалист американского Совета по международным отношениям Скотт Снайдер (Scott A. Snyder) опубликовал 14 февраля заметку под названием «Южнокорейский взгляд на рост напряженности между Россией и Украиной». Автор правдоподобно описывает разного озабоченности, испытываемые руководством Южной Кореи, начиная, разумеется, с уже упомянутых экономических проблем. Но экономикой дело не ограничивается. Сеулу, например, интересно будет посмотреть, насколько серьёзно Вашингтон отнесётся к соблюдению своих союзнических обязательств в Европе. У Южной Кореи тут понятный шкурный интерес: ей хотелось бы рассчитывать на то, что США не самоустранятся под каким-нибудь предлогом от помощи Сеулу в случае нападения на него. Кроме того, беспокойство южнокорейцев вызывает способность США после нынешнего конфликта с Россией найти с ней общий язык в Совете Безопасности ООН по северокорейской проблематике. И, наконец, всех интересует, не возжелает ли Пхеньян теперь что-нибудь вытворить, воспользовавшись тем, что Вашингтон занят Россией и Украиной. И хватит ли у США, если что, желания и возможностей разбираться с несколькими конфликтами сразу.
Специалисты Центра американского прогресса, в свою очередь, опубликовали 17 февраля статью с размышлениями о том, какой вклад Корея и Япония могли бы внести в международный ответ на российское вторжение в Украину. Впрочем, авторы адресуют свои тезисы не корейцам и японцам, а американской администрации, которой, по их оценкам, придётся очень постараться, чтобы убедить Сеул и Токио пойти на конфронтацию с Россией. Корея и Япония имеют собственные национальные интересы, и эти интересы до сих пор не предполагали ссор с Москвой. Для Южной Кореи, например, Россия — поставщик ценного сырья и, как считают в Сеуле, одна из ключевых стран, от которых зависит межкорейской урегулирование. И всё же авторы из Центра американского прогресса считают, что сейчас совершенно необходимо постараться убедить Корею и Японию помочь США в противостоянии с Россией на украинском направлении.
Подробнее с рекомендациями Центра американского прогресса вы можете сами ознакомиться в их статье, а коротко их можно свести к следующему. Корея, в частности, могла бы: 1) оказать финансовую помощь Украине и соседним странам для преодоления последствий возможного гуманитарного кризиса; 2) приостановить дипломатические и экономические сношения с Россией или хотя бы не начинать сейчас новых проектов сотрудничества с РФ; 3) принять собственную версию американского Закона Магнитского, позволяющего подвергать санкциям коррупционеров и нарушителей прав человека.
Энтони Ринна, американский эксперт по российской политике в Восточной Азии, живущий сейчас в Корее, тоже не мог не откликнуться на животрепещущую тему. Его материал на сайте Восточно-азиатского форума называется «Украинский кризис как проверка приверженности Южной Кореи либеральному интернационализму». Если вы помните, выше говорилось, что Сеул будет наблюдать за тем, что и как получится у Вашингтона в связи с Украиной. Но, судя по статье Ринны, США с не меньшим интересом посмотрят на то, как в этой ситуации поведёт себя Сеул, насколько надёжным союзником он окажется. Присоединится ли он, например, к санкциям против России или будет продолжать всячески от них уклоняться под предлогом необходимости сохранения связей с Москвой.
В Американском институте экономики Кореи тоже беспокоятся по поводу дополнительной напряжённости, которую украинский кризис создаёт в отношениях между Сеулом и Вашингтоном. Хотя, казалось бы, где Украина, а где Корея. Но, как видим, Земля круглая. Украинский кризис ведь ещё происходит и на фоне резкого ухудшения американо-китайских отношений, а также усилий Вашингтона по формированию некоего альянса с целью сдерживания КНР и защиты Тайваня. Сеулу теперь приходится всё изощрённее лавировать, чтобы сохранить военный союз с Вашингтоном и при этом не поссориться ни с Пекином, ни с Москвой. Но как долго такое лавирование может продолжаться? И что будет, если ли США, не дай бог, поставят вопрос ребром? Особенно когда впереди маячит перспектива самой настоящей войны, во время которой кто не с нами, тот автоматически становится против нас?
МНЕНИЕ ЮЖНОКОРЕЙСКОГО СПЕЦИАЛИСТА
Если начитавшись забугорных экспертов, вы решили, что Корея уже стоит на пороге конфликта с Россией, то вы недооцениваете корейцев. Приведу только одну ссылку, зато весьма характерную. Профессор Женского университета «Ихва» Пак Вонгон перехитрил всех процитированных выше иностранных специалистов и в интервью газете «Корея таймс» предложил следующий план действий. «Даже если Корея решит поддержать украинцев, — сказал Пак, — ей следует участвовать в формате международной помощи, потому что тогда Россия не будет предъявлять претензии конкретно Корее». Ну, то есть профессор имеет в виду гуманитарную помощь по каналам таких организаций как Международный Красный Крест или ООН. Как вам нравится такой вариант?
В общем, мнения о том, как корейцам в нынешней ситуации себя вести, существуют разные. Ну, а как всё выйдет на практике, мы, кажется, скоро узнаем.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке, Твиттере или на Яндекс.Дзене.