Писатель Стефан Цвейг, со дня смерти которого исполняется сегодня 80 лет, познал рай и ад в XX веке. Две мировые войны с непривычной жестокостью потрясли Европу. Можно сказать, что его жизнь воплощала не только его личное разочарование, но и столетие, которое сопровождалось падением всех обещаний свободы, прогресса и согласия.
Цвейг с ностальгией вспоминает мир до Первой мировой войны. В своих мемуарах Вчерашний мир описывал счастливое чувство безопасности и свободы. С одной стороны, комфорт мира в мире, gentrified и без испуга. С другой стороны, индивидуальная свобода жить в соответствии с космополитическим образом жизни.
Это было счастье жить в Париже,” городе вечной молодости", среди таких друзей, как Огюст Роден, с которым он узнал, что величие людей всегда заключается в доброте и простоте, и что секрет всего великого искусства и всякого великого человеческого труда-сосредоточенность. Это была радость прогуливаться рядом с поэтом Райнером Марией Рильке, “чтобы найти смысл в вещах и созерцать их, можно сказать, с освещёнными глазами”.
Цвейг вспоминает ту эпоху с полуулыбкой: "до 1914 года Земля была всем. Все шли туда, куда хотели, и оставались там столько, сколько хотели. Не было никаких разрешений или запрещений; меня удивляет удивление молодых людей каждый раз, когда я рассказываю им, что до 1914 года я ездил в Индию и Америку без паспорта и никогда в жизни не видел такого”.
Но пришли милитаристские заблуждения, потоки висцерального гнева и патриотического пыла. А также национализм, который был для Цвейга "худшим из всех вредителей, отравляющих цветок нашей европейской культуры"” Война и вирус ненависти спровоцировали ужасную Первую Мировую войну.
Между 1915 и 1917 годами Цвейг написал театральную пьесу Иеремии, своего рода Кассандру в библейской записи: вы предупредите о грядущей гибели, но никто вам не поверит! Пропаганда ненависти сводила на нет все призывы к миру и братству.
"Не прислушивайтесь к тем, кто только стремится польстить вашим ушам своими словами! Вас подставляют, не поддавайтесь! Не прислушивайтесь к лицемерам, которые подталкивают вас к приключениям на скользкой земле, и не попадайтесь в сети тех, кто охотится на вас, как на птичек”.
К коллективной глупости всякий Иеремия, всякий защитник мира подозревался в предательстве, поражении и антипатриотизме. Так случилось с Цвейгом в его родной #Австрии, а во #Франции-с его другом Роменом Ролланом, который добровольно поступил в #Красный Крест и опубликовал в 1914 году #пацифистский манифест за пределами борьбы:
"#Любовь к Отечеству не требует, чтобы мы ненавидели и убивали благочестивые и верные души других Родин. Любовь к Родине требует, чтобы мы оказывали им почести и старались объединиться с ними в поисках общего блага”.
В открытом письме к воинственно настроенному поэту Герхарту Гауптману Ролланд писал: "Война есть плод слабости народов и их глупости”. И он критиковал руководителей, интеллектуалов и создателей мнений, “героев кабинета и убийц прессы”, которые поощряли войну из мелкого комфорта тыла.
Но Иеремия продолжал молчать. И, подобно Иерусалиму, #Европа поддалась невозмутимому гневу разрушения:
"Война-это подлое, прожорливое животное, которое пожирает плоть сильных и прихлёбывает сердцевину сильных, сокрушает города челюстями и топчет страну копытами. Тот, кто пробуждает ее, не усыпляет ее снова".
После Первой мировой войны ад, казалось, остался позади. Опустошённая Европа заставляла думать о начале другого мира, в котором жестокие ошибки прошлого больше не повторятся. Это было время голода и лишений, унижений и дефицита, спекулянтов и гиперболических инфляций:
"Не было никакой другой добродетели, кроме как быть умелым и гибким, не щепетильным и прыгать на лошади в галоп, вместо того, чтобы позволить себе наступить на него”.
И под этой спокойной поверхностью отмечались ценности жизни и свободы счастливых двадцатых годов, последовавших за послевоенным дефицитом. Но "опасные подземные течения шли по Европе"”
С ростом #тоталитаризма чувствовалось #возрождение самой жалкой обиды и стремления к господству. И то, что казалось невозможным, возвращение к жестокости войны, вновь появилось как уверенность, в которую никто не хотел верить, несмотря на трагический эксперимент, которым была гражданская война в Испании.
В эпоху, когда #нацистский фанатизм распространялся и неудержимо разжигал самую иррациональную и беспощадную ненависть в сердце Европы, было нелегко сохранить глубокую веру в мир и человечество.
Костры из книг, сожжённых по настоянию Третьего Рейха, были обычными, а работы Цвейга были запрещены в Германии и Австрии. В своих мемуарах, возможно, пытаясь найти смысл столь мучительным страданиям, он писал:
"Всякая тень, в конце концов, дочь Света, и только тот, кто познал ясность и тьму, войну и мир, подъем и падение, только тот жил по-настоящему”.
Бесчеловечность, несправедливость, ксенофобия, #расизм, пытки и жестокость нацистского истребления распространились в Европе с демонической Второй мировой войной:
"Европа казалась мне обречённой на смерть своим безумием, Европа, наша святая Родина, колыбель и Парфенон нашей западной цивилизации"”
” Беспомощный, как муха", обездоленный, изолированный и изгнанный, Цвейг был растоптан нацистской машиной, которая стигматизировала его, людьми, трансформированными безразличием, бессердечными автоматами, такими как персонаж Мирко Чентович, который он описал в своём последнем письменном шахматном романе:
"Он не делал ничего, что ему явно не приказывали, никогда ничего не спрашивал, не играл с другими парнями и никогда не занимался спонтанно, если это не было явным указанием”.
Стефан Цвейг закончил свои дни в глубоком и жестоком разочаровании, скорбя, как Иеремия, о Европе, своей духовной родине, которая разрушала себя.
В изгнании из Петрополиса, Бразилия, Цвейг покончил жизнь самоубийством вместе со своей женой Лоттой 22 февраля 1942 года.
В одной из предсмертных записок он писал:
"Поэтому я предпочёл бы закончить свою жизнь в нужное время, прямо, как человек, чья культурная работа всегда была его чистейшим счастьем и его личной свободой”.
Дорогие гости канала!
Если Вам понравился материал, не поскупитесь на одобрение - поставьте лайк.
Если Вам интересен материал, размещённый на канале, подписывайтесь! Так Вы не потеряете канал и сможете первыми знакомиться с новыми, и надеюсь интересными статьями!
Ну, и самое главное, комментируйте, высказывайте своё мнение!
Использован и материал Guerra y desencanto en Stefan Zweig