Найти тему
Спорт Рупор

Конец ХВЗ. Харьковский Велосипедный завод

Оглавление

Многие слышали эти магические 3 буквы ХВЗ. И давайте разбираться, что это за магические 3 буквы, потому что многие и понятия не имеют, что это вообще может означать.

Подойти к Харьковскому Велосипедному Заводу я решил сразу с двух сторон, где уделю внимание Истории этого по-настоящему великого завода, и текущему состоянию завода на сегодняшний момент. Ведь именно нынешнее состояние вызывает чувство безвозвратной потери былого велосипедного величия.

Довоенное время

Харьковский велосипедный завод – это ныне украинское предприятие, которое было основано в Советском союзе в далеком 1923 году, как легко догадаться, в городе Харькове. Но на самом деле, история этого завода начинается даже немного раньше с производства велосипедов в конце XIX века успешным купцом Александром Лейтнером.

Фабрика Александра Лейтнера в Риге
Фабрика Александра Лейтнера в Риге

Лейтнер создал производство в городе Рига, которое буквально за несколько лет разрослось до полноценной фабрики. В 1901 году, фабрика выпускала уже более 20 моделей велосипедов, в том числе и самую знаменитую модель под названием Россия.

Велосипед Россия
Велосипед Россия

Военная история

Но наступила первая мировая война, и фабрику пришлось переместить из Риги в Харьков, а затем уже произошла Революция, где фабрика из частных рук попала в государственные. И с тех самых пор, с 1923 года и начинается официальная история Харьковского Велосипедного Завода.

Производство начиналось с 50 рабочих, которые столкнулись с большой нехваткой комплектующих для велосипедов, так как большинство из них закупалось за границей. Но когда производство устаканилось, /завод начал с новыми силами выпускать велосипеды, и кстати, та самая Лейтнеровская модель под названием Россия, была собрана на новых комплектующих, без изменения геометрии и примерно с 1927 года, она уже имела название Украина. Тогда политический подтекст был связан только с тем, чтобы уйти от любой связи с царским прихвостнем Лейтнером.

Один из первых велосипедов Завода "Украина"
Один из первых велосипедов Завода "Украина"

До второй мировой войны, завод просто набрал приличные обороты по производству и делал около 100-120 тысяч велосипедов в год, причем самым популярным из них был как раз байк под названием Украина.

В военные годы, завод был перенесен в Узбекистан в Бухару, но в 1945 уже вновь вернулся на территорию Украины и производил разные модели велосипедов, одну из которых можно выделить в послевоенные годы, а именно Прогресс. Это утилитарный дорожный велосипед, который кстати производство не только на ХВЗ но и на других заводах СССР.

Производство снарядов в Бухаре
Производство снарядов в Бухаре

Послевоенная история

В период с 1945 по 1976 годы, завод выпустил более 16 миллионов велосипедов 47 различных моделей, часть из которых экспортировалась в 30 стран мира. Причем в конце 70-ых завод выпускал стабильно под 1 млн велосипедов в год, и легко можно сравнить с теми же заводами Giant и Merida, о которых я рассказывал в отдельной статье. Компания Merida на своих производствах в Китае суммарно выпускает прямо сейчас около 2 млн велосипедов в год! А представьте какой произошел скачок во всех индустриях, что 1 млн велосипедов от ХВЗ кажется какой-то астрономической цифрой в далеких 70-ых годах.

Экспортный ХВ32
Экспортный ХВ32

В 1977 году, незадолго до Олимпиады, завод начал выпускать свою легендарную модель шоссейного велосипеда под кодом В555, или под названием Старт-шоссе. Причем знаете над чем я угарнул, на сколько все же мы изобретены в образах, которые создаем. То есть на очень многих фотках, которые есть с этим велосипедом в инете изображены разные символьные предметы, которые являются упором для педали, например кирпич, банка с краской, сучки, или даже трехлитровая банка. Завод так же выпускал и другие модели, которые запомнились миру, например Спорт-шоссе, Турист, Эдельвейс и другие.

В555 или Старт Шоссе
В555 или Старт Шоссе

К концу 80-ых годов, Харьсковский Велосипедный Завод создал уже боле 30 миллионов велосипедов, которые экспортировались в 36 стран мира и завоевали определенную аудиторию. Но началась перестройка, и с этого момента мы открываем новую страницу истории ХВЗ.

Новая история

И так наступил 1991 год, и Харьковский Велосипедный Завод сталкивается с невероятными потрясениями. Как и многие советские предприятия, когда попадали на конкурентный рынок, ХВЗ не успел перестроиться исходя из реальностей.

До 1998 года завод бултыхался в непонятном состоянии производя в 20-30 раз меньше велосипедов в год, чем в поздние советские года. В 1999 году, производство выкупила частная компания Юси, которая смогла за пару лет восстановить производство, выпуская в пиковом 2001 году около 80 тысяч велосипедов в год. До 2008 года, положение можно было назвать стабильным, но без какого-то развития вперед. В 2009 году, на территории завода сгорел лакокрасочный цех, который подорвал одну из производственных цепочек.

Пожар в лакокрасочном цеху
Пожар в лакокрасочном цеху

С этого момента, завод практически полностью начал отказываться от производства собственных велосипедов, и ХВЗ по факту стал сборочным цехом. А площадь у завода была в районе 12 цехов, которые для сборочных целей, вообще не нужны. Поэтому за эти молниеносные 10 лет завод, который производил до миллиона велосипедов в год, который без одного года имеет столетнюю историю, который подарил нам известные модели, как Украина, Старт-Шоссе, Турист и другие, существует в виде единственного цеха под номером 9, который скоро будет тоже снесен. Территорию завода выкупила строительная компания, которая возводит многоэтажные жилые дома, и стройка уже во всю идет прямо по соседству с цехом под номером 9.

Цех №9
Цех №9

Но мир не делится только на черное и только на белое. В момент новой реальности, которая появилась в 1991 году, было очень сложно принимать правильные решения на тему развития бизнеса, оптимизации и так далее.

Поэтому то, что сейчас история Харьковского велосипедного завода подходит к концу - это вина не только компании Юси, это целая цепь событий, которые задавили некогда великое советское наследие. И кстати, возможно, еще рано хоронить ХВЗ, так как в этом цеху №9 собираются не только велосипеды для внутреннего, Украинского рынка, а так же и для немецких велосипедных магазинов.

Завод сейчас
Завод сейчас

То есть, прямо сейчас ХВЗ до сих пор собирает и еще интересней экспортирует велосипеды в другие страны. Кроме того, все же какое-то производство и осталось, но правда это касается только стальных рам и вилок, поэтому кто знает, может быть мы увидим возрождение.

Делитесь этой статьей в социальных сетях, подписывайтесь на канал Спорт Рупор на площадке Яндекс.Дзен чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Видео версию данной статьи вы можете найти на моём YouTube канале: