Найти тему
Заметки Художника

Таинственный и галантный: немного о творчестве Антуана Ватто

Антуан Ватто, "Вечер вчетвером", 1713
Антуан Ватто, "Вечер вчетвером", 1713

Всё в этом художнике удивительно, и больше всего – то, что эта «удивительность», в общем-то, незаметна. Мы привыкли к тому, что Ватто - это создатель "галантных празднеств", и ему положено стоять у истоков живописи в стиле "рококо". Ну что ещё он мог писать, как не утонченных дам, галантных кавалеров, актеров и актрис, развлечения, игры и забавы?

Когда сегодня произносится слово «рококо», на ум приходят завитушки, кружева, широчайшие кринолины, умопомрачительные парики, деревья, подстриженные в форме шаров и конусов, менуэты, фейерверки…

А ведь ничего из этого у Ватто нет. Все эти характерные "завитушки стиля" появятся гораздо позже. И деревья не подстрижены. И парики в глаза не бросаются. Порой встречаются танцы, но танцует, чаще всего, одна пара. Зато много музицируют, много флиртуют, много играют. В смысле, притворяются тем, кем в действительности не являются. Порой кажется, что это одна и та же группа актеров, занятых в сценах из разных пьес. Они изображают то благородных дам и кавалеров, то неизбежных пастушек и пастушков, то почти что самих себя – персонажей итальянской комедии «дель арте»... И в каком-то смысле так оно и есть – у Ватто почти всё – игра, и почти всё – притворство. Почти.

Да и моделями ему часто служили именно актёры. С «Комеди Франсез» у него были налажены тесные контакты, настолько тесные, что не обыграть эту тему в наши дни в сюжете фильма было бы невозможно. И фильм был снят. Он вышел на экраны в 2007 году, называется "Тайна Антуана Ватто" и, по-моему, у него есть немалые шансы понравиться зрителю. Во всяком случае, тем, кто любит атмосферное кино без особо яркого сюжета, но с настроением и с лёгкой интригой.

Однако, тут я сильно забегаю вперёд. Надо же дать хоть краткую биографическую справку о самом художнике.

И тут придется не раз и не два столкнуться с разными неясностями и догадками. Даже год рождения Ватто известен лишь приблизительно — 1684-й. Место рождения — городок Валансьен. Отец — кровельщик, ярко выраженный представитель «третьего сословия». Абсолютно ничего «галантного». То есть, среда, в которой рос мальчик, никак не способствовала его превращению в одного из самых утонченных живописцев своего времени.

В начале 1700-х, то есть в возрасте примерно 16 лет, Ватто едет в Париж. Вместо учебы сразу начинает работать — копировать произведения других художников за какие-то, как сказали бы сейчас, «смешные деньги». Но молодому человеку, конечно, было не до смеха — он едва зарабатывал на жизнь. Каким-то образом (точных сведений нет), он свёл знакомство с Клодом Жилло, художником, в творчестве которого впервые возникают «галантные» мотивы, и посещал его мастерскую на протяжении четырех лет. Жилло ему благоволил и даже предоставлял жильё.

Около 1708 года Ватто покидает наставника (причины ухода опять-таки неясны). Новым наставником Антуана становится живописец Клод Одран. При этом молодой человек продолжает работать, необходимость питаться, как говорится, никто не отменял. Правда, заказы становятся масштабнее — многообещающему молодому живописцу доверяют уже росписи парижских особняков. Он грезит поездкой в Италию, но... не случилось. Вместо этого он ненадолго уезжает в родной Валансьен, а уже в 1711-м возвращается в Париж.

Очередной удачей становится знакомство с королевским казначеем Пьером Кроза (в его биографии эти таинственным образом возникающие знакомства вообще играют очень важную роль). В 1714 году этот финансовый деятель, и по счастливому стечению обстоятельств, коллекционер, даже предлагает живописцу поселиться в его загородном доме. Но ещё раньше, в 1712-м, Ватто становится кандидатом в члены Королевской Академии живописи и ваяния. Художник Шарль Лафосс, также бывший протеже Кроза, намекает ему, что с его талантом он не только будет принят, но и станет украшением Академии. Чтобы стать полноправным членом, требовалось, однако, в двухлетний срок создать программную картину. И тут этому «баловню судьбы» снова неслыханно везёт — ему позволяют самостоятельно выбрать сюжет произведения!

И мало того, выбранный сюжет - "Паломничество на остров Цитеру (Киферу)" (имеющий весьма отдаленное отношение к мифологии - источником стала пьеса Флорана Данкура), художник решает по-своему, не говоря уже о том, что работает над ним пять лет вместо положенных двух.

Решает по- своему - то есть, настолько, что, когда картина предстает на суд Академии, члены комиссии не знают, по какому классу "аттестовать" художника, и, в конце концов, придумывают для него ту самую особую формулировку, принимая его в свои ряды как представившего картину с изображением "галантного празднества".

Чтобы понять, насколько это необычно, нужно вспомнить жесткую классификацию произведений по жанрам, существовавшую в академической живописи на протяжении столетий. Незадолго до рождения Ватто, в 1669 году, теоретик французского искусства Андре Фелибьен сформулировал теорию жанровой иерархии, где главенство принадлежало исторической живописи. Затем, по степени убывания "высоты жанра", шли портрет, бытовая живопись, пейзаж и натюрморт.

И, чтобы по достоинству оценить творчество Ватто, надо понимать следующее. Писать вот так просто изящные постановки из костюмированных исполнительских групп ни до, ни после Ватто совершенно не было в заводе. Он не изобрёл этот жанр, но он вывел его на авансцену и остался единственным, кто в основном придерживался его в своём творчестве. Другие писали сюжет. Порой он служил только предлогом для того, чтобы показать фигуры в эффектных позах, с выразительными лицами, живописными аксессуарами. Но сюжет, как стержень, основа композиции, был всегда. Чаще всего – сцена из античной или библейской истории. Или батальная сцена – битва, поединок, на худой конец охота (битва со зверем). Или бытовая сцена, которую можно было бы описать понятной фразой, соответствующей происходящему на картине – сбор урожая, трапеза, урок музыки, чтение письма…

Сказать. что сюжеты Ватто не очевидны - значит ничего не сказать.

Искусствоведы порой сетуют на то, что мастер не датировал свои картины, и, хуже того, – никак их не называл. Все названия, которые мы читаем в музеях и альбомах репродукций – это дело рук его поклонников и исследователей творчества. А по-моему, это ещё и часть его общей творческой установки.

Когда Ватто изображает античную сцену, скажем, Юпитера и Антиопу, или Суд Париса, ему, при всем мастерстве исполнения, ощутимо тесно в рамках сюжета. Кажется, он только тогда бывает собой, когда может свободно расставлять по сцене нужное ему число действующих лиц. И возможно, он даже не знает заранее, что именно у него получится! Соотечественник Ватто, Александр Дюма, говорил (разумеется, много позже): «История – это гвоздь, на который я вешаю свою картину». Так вот, Ватто научился обходиться в своих картинах вообще без «гвоздей». Он берет достаточно условных персонажей и заставляет их соприкасаться, слегка взаимодействовать, создавая лёгкий, подвижный узор из жестов, деталей, силуэтов. Ключевым моментом создания образа является выстраивание мизансцены. И хотя этот прием - чисто театральный, он, вместе с тем, и очень жизненный! Ведь в жизни, в отличие от искусства, мы именно так, слегка, контактируем друг с другом. Мы чаще играем роли, чем проявляем свою истинную сущность.

Прекрасно сказал об этом наш искусствовед Сергей Даниэль, сравнивая особенности манеры Ватто и Рубенса (как типичных представителей рококо и барокко): «…Там, где у Рубенса мы найдем витальную мощь, откровенное вожделение плоти, сплетение тел, страсть как таковую… — Ватто, как правило, предпочитает соблюдение известной дистанции, умолчание, „очей и знаков разговор“.

Самые лучшие и характерные картины Ватто, на мой взгляд - те, в которых нет никакой границы и никакой разницы между сценой и "лоном природы". Так бывает во сне, когда ты после комнаты вдруг сразу оказываешься в лесу, не проходя сквозь дверной проём. И в них всё движется и мерцает, даже если герои сидят неподвижно. Струятся складки атласных одежд, порхают необыкновенно изящные руки, распускаются и тают улыбки. Сюжет во многих его картинах, в общем-то, один и тот же. Определение «галантное празднество» описывает его довольно удачно, но не вполне точно и не до конца. Во всяком случае, «празднество» здесь – это не столько праздник (их Ватто как раз почти не изображает), сколько «праздное времяпрепровождение», досуг. «Изящное времяпрепровождение» - вот каким был бы адекватный перевод. И даже из этой витиеватой формулировки кое-что выпадает.

То тут, то там в его картинах возникает какая-то рефлексия, какое-то, как сказал бы наш современник, "зависание". Его, как правило, демонстрируют единичные фигуры, не вовлеченные ни в какое действие. Вот одинокий кавалер, отвернувшись от группы музицирующих и веселящихся участников единого действия, стоит, уставившись на мраморную статую. Вот в композиции возникла опять-таки одинокая, и как будто даже лишняя женская фигура. И, конечно, самый явный пример - это знаменитый "Жиль".

"Жиль",  1719
"Жиль", 1719

Действие происходит где-то за главным персонажем и, скорее всего, чуть ниже по склону холма. А этот юноша в образе паяца в нём не участвует, спокойно стоит на тропинке лицом к зрителям. Он - один из героев комедии, или, может быть, трагикомедии - об этом свидетельствует его костюм. Просто он как-то выпал из хода пьесы. Почему и надолго ли? Ответа мы не знаем. Впечатление остается такое, как будто в заданном порядке событий образовалась пауза, не заполненная ничем, кроме попытки уйти в себя.

Быть может, это портрет? Но тогда зачем такой замысловатый антураж? Как бы то ни было, необычная композиция сделала эту картину и единственной в своем роде, и ещё одной из многочисленных "тайн Ватто".

Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто", режиссёр - Лорен де Бартилья, в ролях - Сильви Тестю и Жан-Пьер Марьель.
Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто", режиссёр - Лорен де Бартилья, в ролях - Сильви Тестю и Жан-Пьер Марьель.

Кстати, о фильме. Он, по-моему, очень точно попал в стилистику творчества самого художника. В нём много пауз, много умолчаний, и повествование - неторопливое, напоминающее какой-то сложный узор. Я бы сказал, что этот фильм "держит дистанцию" именно так, как герои Мастера. В основе сюжета - попытка раскрыть "тайну" время от времени появляющейся в его картинах женской фигуры, всегда повернутой к зрителю спиной. Что ж, эта тайна Ватто ничуть не хуже других. Но, повторю, она - далеко не единственная.

А стоящая спиной к зрителю фигура действительно присутствует у художника то в одной, то в другой композиции. Вот и в одной из его последних - точнее, самой последней работе она есть...

Вывеска лавки Жерсена, 1720 -1721
Вывеска лавки Жерсена, 1720 -1721

Эту картину принято считать "завещанием" Ватто. Необычно крупная для него по формату, она действительно должна была выполнять роль уличной вывески. Художник сам предложил ее исполнить торговцу картинами Жерсену, у которого жил некоторое время, уже будучи сильно болен. Чахотка - разновидность туберкулеза, от которой в те времена не было эффективного лечения. Болезнь еще усугубилась после пребывания в сыром климате Англии, где художник провел около года.

Позади было множество работ, громадный успех и признание. Всё зрелое творчество Ватто укладывается в каких-то пять - семь лет. Подобно многим гениям, он угас в тридцать шесть - роковой возраст - успев сделать много, очень много. Около 200 картин, и огромное количество набросков и рисунков. Два ученика - Жан-Батист Патер и Николя Ланкре. И множество неразгаданных тайн, которые ещё ждут своих исследователей.

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.