Найти тему
На берегах Терека

НЕУДАЧНАЯ АТАКА КОННОЙ ПАРТИИ НАИБА АХВЕРДЫ-МАГОМЫ КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЫ ГАЛЮГАЕВСКОЙ В ПОЛДЕНЬ 2 ДЕКАБРЯ 1841 ГОДА

Продолжение

Срочное сообщение о месте вторжения на левый берег Терека многотысячной партии было доставлено неизвестным немирным чеченцам, отправленным в крепость Грозную двумя горцами из ближайшего окружения наиба Джеват-хана. К командиру Моздокского казачьего полка подполковнику Аминову важнейшую депешу доставил переводчик подпоручик Ильяс Иналов в сопровождении всего одного родственника, проживавшего в мирном чеченском селении под самыми крепостными стенами. Чеченцы, находившиеся на службе у российского правительства, продвигались к берегам Терека всю ночь и прибыли в станицу Наурскую к 8 часам утра 2 декабря 1841 г. Они своевременно доставили тревожное сообщение от командующего войсками на Левом фланге Кавказской линии генерала М.Я.Ольшевского, о движении многотысячной партии чеченцев к двум казачьим станицам.

Конные черкесы пересекают реку. ф.Рубо.
Конные черкесы пересекают реку. ф.Рубо.

По счастливому стечению обстоятельств, в это же самое время у командира иррегулярного подразделения находился начальник станицы Галюгаевской хорунжий Баскаков (очень возможно, что Михаил Михайлович), который стремглав устремился в вверенную его заботам казачьему поселению. Он успел вовремя и немедленно приступил к расстановке всех имеющихся в наличии казаков на станичном валу, вместе с солдатами квартировавшей здесь егерской роты Кабардинского полка. Одновременно все население кордонной станицы и вся домашняя скотина с пастбищ были размещены за наглухо закрытыми станичными воротами, поэтому неожиданного нападения у мюридов не получилось. Соответствующее донесение было срочно доставлено в соседнюю станицу Стодеревскую, где также приготовились к отражению массированного нападения мюридов.

Около полудня примерно 4000 конных горцев, входивших в партии наибов Ахверды-Магомы, Шуаиб-муллы, Джеват-хана и муллы Уллу-бея Ауховского, пользуясь густым туманом, двумя потоками начали переправу вплавь на левый берег Терека. Чеченцы одновременно обложили со всех сторон станицы Галюгаевскую и Стодеревскую, заняли на несколько километров вокруг ближайшие дороги, с целью помешать подходу подкреплений, а также отделили партии различной численности для поиска поживы в ближайших окрестностях. Таким образом, конные партии набежчиков в сжатые сроки заняли пространство до 20 километров на левом берегу Терека и в случае внезапного нападения последствия вторжения могли быть значительными по своим разрушительным масштабам. Это свидетельствует о серьезной подготовке наибов к кавалерийскому рейду, при котором задача каждого была заранее определена, и они действовали в соответствии с ними. Однако при первом приближении чеченцев к околице с земляного вала станицы Галюгаевской по ним ударила пушка, тем самым все окрестности получили сигнал о грозящей опасности. Встретив хорошо организованное сопротивление, чеченцы не стремились атаковать готовую к обороне казачью станицу и только вяло изобразили попытку подойти поближе. Получив быстрый отпор, они в большинстве своем отправились дальше для поиска более доступной добычи и вскоре оставили галюгаевцев в покое.

Казачий пост на Тереке. Немецкое издание (Между Дунаем и Кавказом, 1887 года.
Казачий пост на Тереке. Немецкое издание (Между Дунаем и Кавказом, 1887 года.

В то время, как конные партии чеченцев подошли к станице Галюгаевской, командир иррегулярного подразделения подполковник Аминов всего с 20 конвойными наурцами, дежурившими у полкового правления, достиг станицы Ищёрской, раздавая по дороге необходимые распоряжения казакам, находившимся на промежуточных кордонных постах. В нескольких километрах от станицы Галюгаевской уже хорошо были слышны пушечные раскаты и ружейные выстрелы, которые по сообщениям казаков с ближайших постов стали затихать. Переговорив со старшими караульных нарядов, казачьи офицеры пришли к выводу, что набежчикам не удалось сходу добиться успеха, но командир моздокцев все же отправил гонца за подмогой в соседнюю станицу Ищёрскую, а сам продолжил путь к месту прорыва неприятельской конницы. Подполковник Аминов прибыл к месту перестрелки, когда основные события уже завершились и наиб Ахверды-Магома, убедившись в полной бесполезности дальнейших атак земляных валов станицы Галюгаевской, отвел большую часть своей партии в степь, где сотни чеченцев, укрывшись под покровами густого тумана остались ожидать дальнейших распоряжений.

Дождавшись прибытия из станицы Ищёрской 30 егерей Кабардинского полка и нескольких конных казаков, подполковник Аминов оставил их в резерве, наказав не отставать далеко от него, чтобы не быть отрезанными, рыскавшими повсюду конными партиями чеченцев. Сам же всего с несколькими десятками моздокцев, проделавших с ним путь из станицы Наурской решился поддаться вперед и собственными глазами определить намерения, вторгнувшегося неприятеля. Подполковник Аминов во главе небольшой команды казаков двинулся в сторону станицы Галюгаевской сквозь густой туман, который мог стать как верным союзником во время не заметного передвижения, так и скрыть превосходящие во много раз силы набежчиков.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц