Найти в Дзене

О родных языках в дошкольном образовании

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в последнее время стало актуальным педагогическим вопросом современности, т. к. каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Таким образом, можно утверждать, что приобщение детей к истокам национальной культуры является важной составляющей сохранения национальной идентичности. При этом на первый план выходят вопросы этнокультурного воспитания будущих поколений. Вот почему так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций.

Источник: almode.ru
Источник: almode.ru

Данная точка зрения нашла признание со стороны государства: в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования определены духовно-нравственные и социокультурно-ценностные принципы построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе принятых норм этики и морали в современном обществе страны.

Исторически сложилось так, что целью воспитания детей у всех народов и народностей является забота о передаче духовной аутентичности этноса, сохранение родного языка, народных обычаев, нравственно-моральных и этических норм, традиций, педагогического опыта, накопленного предшественниками. В условиях международной глобализации, изменения государственных границ угасают традиции народов, разрываются этнокультурные корни.

Источник: avatars.mds.yandex.net
Источник: avatars.mds.yandex.net

Как известно, для существующих на сегодня этносов знакомство с национальным многовековым достоянием народов надо начинать уже в младенческом и в дошкольном возрасте, то есть тогда, когда дети позитивно относятся к миру, окружающим их людям. Многочисленные исследования учёных показали, что именно в это время у ребёнка формируется национальное самосознание, зарождается интерес к традиционной народной культуре и традициям. Дошкольный возраст в сохранении аутентичности культуры и языка этноса является определяющим: происходит формирование основ характера и выработка норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. В целом, сохранение национальных языков и культур является приоритетной задачей государственной политики, т. к. выступает основным фактором существования самого государства в условиях глобализации.

В воспитании детей важную роль играет овладение родным языком. В раннем возрасте это происходит в кругу семьи, затем одну их ключевых ролей в развитии ребёнка начинают играть дошкольные образовательные организации. Очевидно, коллектив детского сада должен приобщать дошкольников к культурному многообразию народов нашей многонациональной страны (учитывая этнографические особенности этносов).

Источник: traveltimes.ru
Источник: traveltimes.ru

Более того, овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей, как об этом записано в «Концепции дошкольного воспитания». Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знанием, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

На основе длительного изучения процессов мышления и речи Лев Семёнович Выготский пришёл к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». В связи с этим следует говорить о роли языка и в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребёнок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталоном его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

В дошкольных образовательных организациях работа с детьми (общение, изучение, проведение мероприятий и т. п.) ведется в 38 субъектах Российский Федерации на 51 языке, в том числе на 19 языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: вепсском, долганском, ительменском, корякском, мансийском, нанайском, нганасанском, негидальском, ненецком, нивхском, телеутском, удэгейском, ульчском, хантыйском, чукотском, эвенкийском, эвенском, энецком, юкагирском языках.

Источник: addnt.ru
Источник: addnt.ru

Нельзя забывать о том, что деятельность дошкольных образовательных организаций по изучению и популяризации родных языков вносит и будет вносить значительную лепту не только в работу, направленную на сохранение культуры, традиций и обычаев своего народа и других народов нашей многонациональной страны, но и рождать в воспитанниках чувство глубокой гордости за свою Родину, ведь родной язык – это живая связь времён; с помощью языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.

#языки #народы россии #коренные языки #родная речь #русский язык #родные языки #дошкольное образование #этнос

Федеральный институт родных языков

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Родные языки народов России»

Официальный сайт

ВКонтакте