От редактора
Ежегодно на территории Российской Федерации и некоторых стран СНГ празднуется День Защитника Отечества. Праздник, учрежденный в РФ в 1993 году, до этого носил название «День Советской армии и военно-морского флота».
Как появился этот праздник?
Впервые дата 23 февраля была отмечена в 1919 году как дата основания Красной армии.
«Приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами» - говорил Климент Ефремович Ворошилов.
И действительно, никакими историческими фактами создание Красной Армии 23 февраля не подтверждено, существуют различные версии и обоснования выбора даты для праздника, но это уже тема отдельного исторического материала.
Считается, что ключевую роль сыграли победы в этот день, 23 февраля 1918, войск Красной армии над немцами под Псковом и Нарвой.
С 1922 года «День Красной армии» начинает носить регулярный характер, с 1946 называется «День Советской армии», а с 1949 по 1991 - «День Советской армии и военно-морского флота».
С 2002 года «День Защитника Отечества» в России объявлен выходным днём.
Нам удалось задать несколько вопросов одному из будущих защитников Отечества, курсанту Екатеринбургского Суворовского военного училища, отдыхающему сегодня с товарищами на горнолыжном комплексе "Уктус"
-Как вы пришли к тому, чтобы обучаться в военном училище?
-Достаточно просто. Предложили и я пошёл.
-И как вам там учится?
-Тяжело на самом деле
-А куда потом хотите пойти? Кем служить?
-Связистом
-А всё-таки для вас - День Защитника Отечества или День Советской армии?
-День образования Красной армии
В честь праздника наша редакция подготовила несколько небольших материалов о Защитниках Отечества, героях нашей Родины. Военнослужащих, совершавших подвиги в небе, на суше и на море, которыми мы по праву можем гордится.
Иван Зуев, главный редактор
Алексей Маресьев и его подвиг
Лётчик, который летал и воевал без ног
Пятого апреля 1942 года в воздушном бою был подбит самолёт Алексея Маресьева. Восемнадцать суток лётчик боролся за свою жизнь: через леса и болота он ползком пробирался к советским войскам и несмотря на все трудности — добрался до своих. После тяжелого ранения Алексей Петрович лишился обеих ног, но продолжил боевые полеты и бил вражеские самолёты. Об этом удивительном человеке и пойдёт речь.
Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. А 5 апреля произошёл роковой случай — во время боевой операции его самолёт подбили. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Когда Алексей попытался встать — то почувствовал дикую боль, понял, что обе ноги сломаны. Тогда собрав силы и волю, он пополз в сторону своих.
Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голод. Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.
Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Его обнаружили жители деревни Плав в Валдайском районе. Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Там он провел еще неделю, потом летчика отправили в московский госпиталь.
Перелом конечностей, обморожение. Гипс нельзя наложить, потому что гангрена началась, и обморожение нельзя лечить, потому что кость раздроблена. Пришлось ампутировать. Он вернулся в «строй» уже через год – в июле 1943-го.
Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).
В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
Подвиги аса Александра Ивановича Покрышкина
19 марта 1913 года в Новониколаевске, а ныне Новосибирске, на свет появился будущий маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. За смелость и мастерство его уважали не только товарищи по оружию, но и враги.
Через некоторое время Покрышкин понимает, что тактика боя устарела и начинает делать заметки в тетради «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом его науки побеждать. В результате вырабатывалась формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации. Четыре элемента входили в эту формулу: ВЫСОТА – СКОРОСТЬ – МАНЕВР – ОГОНЬ. Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые составные элементы наступательного воздушного боя в единое целое.
«Чтобы соображать в воздухе, надо готовиться к этому на земле» — одно из правил А.И. Покрышкина
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе.
За апрель 1943 года А. И. Покрышкин сбил 10 немецких самолётов. Тогда же и получил своё первое звание Героя Советского Союза.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.
Немецкие летчики, теряя свои самолеты при встрече с нашим асом, вскоре стали предупреждать друг друга о его появлении: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!»
За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.
19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.
Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой…
Даниил Леш
Краснофлотец Иван Сивко
Иван Сивко был в рядах моряков, которые сошли с кораблей, чтоб бить врага на суше. Где бы ни орудовал враг — он враг, а бить врага моряку везде сподручно. Не зыбкая палуба под ним, а неподвижная сопка, но на сопку лезет из-за склона вражеская сила, и нужно дать товарищам отойти, удержать противника. Иван Сивко прикрывает отход взвода. Командир взвода ранен. Сивко быстро выносит его в безопасное место и возвращается назад. Его оружие метко разит наступающих фашистов, его гранаты взрываются в упрямо наседающих цепях. Один, другой, десятый фашист спотыкаются, наткнувшись на сивковские пули, и такую злобу вызывает этот одиночный боец, что фашисты решают взять его в плен живьем. За спиной к нему подбираются враги, спереди и с боков идут на него фашисты, окружают, и вот уже слышит он крик: «Сдавайся, рус!» «Русские в плен не сдаются!» — отвечает краснофлотец и удерживает противника до тех пор, пока остается у него в руках только одна граната. Сивко подпускает врага вплотную и, когда десяток фашистских солдат торжествующе бросаются к нему, краснофлотец Сивко взрывает последнюю гранату, погребая десяток врагов вместе с собой.
Так сражается советский моряк, так бьется герой! Сражается бесстрашно и самоотверженно, до последнего патрона, до последнего дыхания.
Вот почему враги, встречая в рядах защитников советской земли славных наших моряков, трепещут перед ними, говоря : «Черные бушлаты – черная смерть!»
Героями были все бойцы нашей армии!
Уверена, что тот, кто всю войну уничтожал врага, кормил клопов в окопах, получал обморожения, болезни и ранения, голодал, но отдавал последний кусок голодающим детям, кто сумел не просто выжить во многих сражениях, а при этом уничтожить огромное количество врагов, не меньший герой, а может быть даже больший, ведь именно эти люди одержали победу в войне, пережив все лишения и утраты.
С глубоким уважением к Вашему подвигу, Елизавета Матвеева
Подвиг в уральском небе
Около двадцати лет оставались безымянными три могилы на маленьком уральском кладбище. Однажды прилетели из Москвы военные, привезли скромный памятник и узнали любопытствующие прохожие, что в трудные фронтовые дни были погребены в этой тыловой земле военные летчики-испытатели. Лишь одна фамилия из трех могла что-то рассказать людям. И то немногим. Мало кто знал тогда имя пионера ракетного летания Григория Яковлевича Бахчиванджи.
В НЕБЕ УРАЛА
Все готово к первому полету. Летчик Бахчиванджи садится в самолет. Взгляды всех обращены к реактивному соплу. И вот из него вырвалось сначала слабое пламя, а затем раздался оглушительный рев. Огненный факел вытянулся в длину на 3—4 метра. Самолет тронулся. Быстро ускорив движение, он побежал по взлетной полосе, легко оторвался и стал набирать высоту.
Сейчас мы очень хорошо представляем значение этого полета: он послужил толчком к тому, что большинство специалистов переключились на реактивную технику.
Первый покоритель космоса, летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин сказал о нем: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».
Самолет БИ-1 — по существу пилотируемая крылатая ракета, и первый его полет весьма напоминал полет ракеты, хотя запас импульса был еще невелик. Имя энтузиаста этого полета, летчика Григория Яковлевича Бахчиванджи, занимает достойное место в истории как предшественника наших замечательных космонавтов.
15 Мая 1942 года Григорий Яковлевич выполнил первый полёт на БИ-1, открыв тем самым новую эру реактивной авиации (подробный рассказ об этом полете читайте в статье "Рывок в неведомое..."). Полёты на этом самолёте были сопряжены с трудностями особого порядка. Они состояли не только в необычности двигателя и аэродинамики машины, но и в большом несовершенстве конструктивных решений. Садиться на БИ-1, как правило, приходилось после полной выработки горючего, неприятно было соседство с азотной кислотой, которая находилась под большим давлением и иногда вырывалась наружу через стенки трубок и баков. Но основная сложность состояла в том, что тогда еще не было аэродинамических труб с высокоскоростной продувкой самолёта. И потому опытный БИ-1 взлетал "со многими неизвестными".
27 марта 1943 года состоялся очередной, седьмой по счету испытательный полет. Его целью - это достижение макс. скорости самолета в горизонт. полете. Самолет достиг скорости 800 км/час. При выполнении задания на высоте около 2000 метров самолёт неожиданно перешёл в пикирование под углом около 50 градусов. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома. Летчик достиг такой высокой скорости ценой своей жизни…
Испытатель был похоронен недалеко от аэродрома на кладбище поселка Малый Исток под Свердловском (ныне Екатеринбург). Жизнь и деятельность Г.Я.Бахчиванджи долгое время были «засекречены».