Найти тему
Православие в Азии

Православие на Филиппинской земле

Оглавление

Как живут православные на Филиппинах

Рассказывает иеромонах Корнилий (Молев)

Основные приходы у нас расположены на острове Минданао, и на других островах тоже, конечно, постепенно открываются.

На Филиппинах у нас 31 приход. Прихожан везде по-разному: как и в России, есть те, кто редко ходит, другие часто. На каждую службу человек по 30 приходит, а где-то бывает и 50.

-2

Последние два года в пандемию было очень тяжело, потому что всё закрыто. На Филиппинах гораздо больше ограничений, чем в России. Храмы закрыли, и вообще было запрещено выходить из домов. В этих условиях очень тяжело кому-то прийти в православие, но всё равно жизнь идет, многие через «Фейсбук» узнают о службах («Фейсбук» здесь очень популярен как средство общения). Сейчас у нас два прихода готовятся полностью к переходу в православие. Так в Замбоанга, это достаточно далеко от нас, люди узнали, что есть церковь, хранящая апостольскую веру, и решили разобраться лучше. Сначала я приехал туда, потом наш филиппинский священник отец Моисей. Мы пообщались, рассказали, и они решили перейти – всего около 50 человек.

Есть приходы, которые активно растут, где постоянно новых прихожан крестим. Большая проблема в том, что у нас не хватает священников: на 31 приход всего 7 человек – 3 иностранных и 4 филиппинских священника, и буквально только что рукоположили еще двух. По очереди мы объезжаем разные приходы, и хотя Литургию каждый из нас служит каждое воскресенье, на одном приходе всё-таки не получается каждое воскресенье служить. Конечно, сложно какую-то нормальную приходскую жизнь построить, когда священник так разрывается. Но при этом люди сами собираются, мирским чином служат Изобразительны. В отдаленных местах, где только начинается приходская жизнь, конечно, реже. Священник не может часто там быть, ведь чтобы добраться, нужно несколько часов ехать на машине в гору, а потом еще несколько часов подниматься на нее пешком. Там совсем дикие места. Если бы в таких дальних местах были хотя бы миссионеры, даже пусть не священники, то и перспективы были бы лучше. Потихоньку мы набираем старост общин. Владыка смотрит, как они себя ведут. И даже если недостает у них образования, какое-то минимальное мы им пытаемся дать на Филиппинах, и владыка рукополагает, чтобы хотя бы службы были везде почаще. И, конечно, ищем юношей, которые готовы поехать учиться в Россию в качестве семинаристов. Сейчас у нас шесть уже учатся и седьмого отправили в Санкт-Петербург в семинарию.

Для каждого свой язык!

Особых отличий службы, кроме языка, нет. Мы стараемся привнести наши культурные особенности, рассказать о них, потому что здесь нет ничего вокруг службы. Например, крещенские купания – такой хороший обычай, объединяющий, почему бы его не использовать? Еще, например, у филиппинцев нет традиции на Пасху печь куличи или красить яйца. Мы этому учим, показываем.

-3

Храмы из камня и бамбука…

Храмы обычно такие же, как и дома филиппинцев, которые они могут построить из бамбука. Они не долговечные, их может и тайфуном снести, и термиты могут съесть достаточно быстро. Мы постоянно ищем, как можно всё это обработать, пытаемся использовать различные средства. От холода защищаться не нужно, только от дождя – иногда он становится настоящей проблемой: крыша железная, и дождь по ней барабанит так сильно, что ничего не слышно. Утром редко бывают сильные дожди, а вот если всенощные или ночные службы… На Рождество у нас настолько сильно дождь гремел, что можно было оглохнуть! Конечно, мы стремимся делать храмы получше, но это вопрос средств, которых не хватает. Два года назад мы построили хороший храм в городе Макалангота. Владыка Павел его освятил, уже купол почти сделали, немножко нам не хватило металла. Его мы тоже из России привозим, но из-за пандемии сделать этого не смогли. До сих пор купол не водрузили, но он стоит рядом с храмом уже два года. Храм этот в православном стиле простенький для России, но для Филиппин это очень хорошее здание, полностью из камня.

-4

Есть еще в Маниле каменный храм, он больше западной архитектуры, из-за землетрясения в 2019 году он сильно пострадал, мы его восстанавливали. Еще один храм в православном стиле, кораблем. Сами филиппинцы построили из бамбука в Кайупу – там есть притвор, выделена алтарная часть. И куполок они сами сделали. Но в основном они делают просто небольшой домик, четыре стены, с виду даже непонятно, что внутри там храм. Когда к нам присоединяются общины аглипайской церкви, мы их храмы просто заново переоборудуем внутри, ставим иконостас, делаем иконы, чтобы было какое-то сходство с православным храмом.

Дождь, термиты, землетрясения, тайфуны…

Наши бамбуковые храмы, помимо термитов, еще едят жуки и громадные шершни величиной с ладонь, они строят гнезда под крышей и там живут. В одном храме у нас есть такая проблема: они могут атаковать и людей, и священника, и пока с ними не получилось договориться. Ящерицы есть громадные, больше собаки по размеру, тоже иногда заползают в храм, по стенам лазают, но они в основном безобидные, крыс едят…

Когда найден верный путь…

То, что люди здесь пришли в церковь, – это уже чудо. Они сами изучили, всё узнали, попросили священника приехать сюда, во множество приходов, и всем сердцем они приняли православие. Большая часть приходов – это как раз бывшие аглипайцы, местные жители. Те, кто сейчас уже в священники рукоположены, меняются на глазах и говорят, что сами тоже это чувствуют. В православии им, конечно, тяжелее, оно же требует бороться со грехом. Но прихожане учатся и говорят, что чувствуют себя на своем месте, что видят, как растут. Например, один из нынешних священников раньше был священником аглипайским – он мог пить и курить... Сейчас, конечно, этого нет, появилось более серьезное отношение. Он говорит: «Раньше я никогда не был уверен, там ли я нахожусь, священник ли я, спасусь или нет. А сейчас я понимаю, что нахожусь в той самой Церкви, в истине». Один отец из моих помощников тоже говорит, что «если раньше слово Божие слышал от католиков или аглипайцев, это как будто тебе пощипывает кожу, а православное вероучение – это как нож, который до костей доходит и поражает тебя в самое сердце».

-5

Конечно, у людей много своих искушений. Не одномоментно человек исправился и святым стал. Люди борются со своими грехами, им многие вещи тяжело даются, например посты. Китайская и филиппинская культура – это очень повышенное внимание к еде. Отказаться от нее для них тяжело и непонятно, зачем как-то себя ограничивать. Но они очень стараются, им эта их борьба показывает, что действительно люди очень серьезно относятся к православию. Многие вышли из комфортного состояния.

И Господь помогает!

А вообще, здесь помощь Божия чувствуется постоянно, хотя бы в том, что мы здесь как-то живем. А недавно мы совершенно чудесно приобрели землю на месте, где были русские беженцы Иоанна Шанхайского, на острове Тубабао. Там всё очень интересно сложилось: половину земли нам пожертвовала католическая бабушка, половину продала по сумасшедшей скидке с помощью мэра, которая тоже к нам хорошо отнеслась. И спонсор нашелся как-то совершенно неожиданно, что мы даже купили больше, чем планировали. Каждый шаг этого процесса был чудом по молитвам Иоанна Шанхайского, конечно.

-6

А вот еще один интересный случай: полгода назад у нас крестилась местный прокурор. Она начала сама оглашение через интернет проходить, полюбила православие, стала ходить к нам на службы, еще не будучи крещеной. И как только она покрестилась, сразу же один семинарист, который учился в Америке в РПЦЗ, сделал ей предложение, и они поженились. До этого момента они друг друга даже не видели, просто через интернет общались. Мы их повенчали, сейчас его рукоположили в дьяконы. Они вместе полгода провели, сейчас муж уехал. Эта история всех поразила. Филиппинцы удивляются и говорят, что читали о таком в книгах только. А тут всё на их глазах. Эти примеры их вдохновляют. У нас у всех на самом деле чудес в жизни много, но это нас, к сожалению, не очень сильно меняет. Диавол не дремлет.

«Миссии не хватает делателей и денег»

Благотворителей у нас нет, мы полностью существуем за счет дотаций из России, помогает владыка из Ханты-Мансийской епархии, немного помогают из России, из Москвы, из других стран. Как говорил святой Николай Японский, «миссии не хватает делателей и денег». Так и есть до сих пор. Любая миссия этого требует. Прихожане очень бедные, некоторые голодают. У нас отец Дэвид, руководитель нашего социального отдела, занимается тем, что регулярно кормит детей, и не только православных, но вообще всех, несколько сотен человек ежедневно. Дети на Филиппинах, в одной из самых недоедающих стран, очень много голодают. В пандемию всё вообще было очень страшно: люди убивали своих собак и ели. Поэтому на помощников с Филиппин пока не приходится рассчитывать. Обеспеченных прихожан у нас нет.

Слава Богу, нам пожертвовали евхаристические наборы, а так здесь многое нужно. Нет кадил, есть храмы, где нет никакого внутреннего обустройства, иконы мы сами печатаем, подсвечники пытаемся сами сварить из металла, стараемся делать, что можем, но и на это не всегда хватает средств. Нужен металл для куполов, печати и печи для просфор, холодильники – это, кажется, всё такие мелочи, но, когда всё вместе собирается, это уже много.

Поддержать православную миссию и социальное служение в Юго-Восточной Азии можно здесь Спаси вас Бог!

#exarchatesea_charity #OrthodoxPhilippines