Да, так бывает. Антисоветчик и диссидент по убеждениям Андрей Смирнов, которому после фильма "Ангел" (по мотивам малоизвестного рассказа Юрия Олеши) сама Екатерина Фурцева (министр культуры) или ее зам, Владимир Баскаков, пообещали помочь сменить профессию, снял один из самых пронзительных фильмов о людях военной поры. Честных, прямых, несгибаемых в условностях мирного времени. И от этого в чем-то несчастных.
Даже не так. Цензура обвиняла героев киноленты в неприкаянности. А ведь чиновники попали в самую точку!
Да, так бывает. Свет рождается мраком, а святое чувство уважения к героическому поколению из неприязни к существующему строю. Парадокс.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...
Анна Ахматова верно передала суть творчества, чья логика противоречит исторической.
Потому-то не удивляет, что молодой и опальный к 1970 году режиссер Андрей Смирнов реанимировал почти мертвый сценарий. Отчаяние и безденежье оживили замысел фильма, который несколько лет пылился в загашниках экспериментальной студии Григория Чухрая. А по другой версии студия приютила "партизанский" проект Смирнова.
История создания "Белорусского вокзала" - это про ВОПРЕКИ, а не БЛАГОДАРЯ.
Да, так бывает. Иногда ты выбираешь историю, которая уже выбрала тебя.
Всем добра! Меня зовут Александр Ким и вы на моем канале Перезагрузка в 40. Да, мне 40 (уже или еще, не суть) в активе: 2 детей, понимающая жена, кот персикового окраса, целых 33 буквы русского алфавита и, надеюсь, светлая голова.
Через тернии к звездам
К 1969 году сценарий "Белорусского вокзала" представлял собой череду неудачных замыслов, небрежных набросков разных режиссеров и хронической незаконченности. Так, в 1966 году первый вариант от Вадима Трунина был неудачной стилизацией под боевик. По замыслу сценариста ветераны-фронтовики должны были вступить в поединок с толпой юных хулиганов, которые в ресторане нелестно отозвались о старшем поколении. Боевой опыт позволил одержать победу и над зарвавшимися юнцами и ... милицией, которую вызвали для усмирения драчунов.
Нет, такого унижения правоохранительных органов, да и неподобающего поведения фронтовиков Худсовет точно бы не допустил.
За экранизацию взялся было режиссер Марк Осепьян. Вроде бы идея столкновения нового и старого поколений показалась острой, социальной. Но дальше замысла проект не пошел. Слишком уж это было далеко от официального видения образа ветеранов.
1969 год. Договор на сценарий с Труниным на Мосфильме уже расторгли. На тот момент дуэт из безработного режиссера Андрея Смирнова и редактора его дебютной киноновеллы "Ангел", Леонида Гуревича отчаянно искал работу.
И он (Леонид Гуревич) мне рассказал, что на экспериментальной студии Григория Чухрая лежит без движения заявка, где четверо фронтовиков встречаются у могилы пятого — своего командира — и в течение дня пытаются как-то найти давно потерянный общий язык...
А. Смирнов, режиссер
Однако проект диссиденту Андрею Смирнову не отдали (обещали в смене профессии - выполняли), вместо него приступила к работе Лариса Шепитько. Замысел кардинально поменялся. Исчезла ресторанная постановка, появился взрыв во время научного эксперимента.
Написали сценарий. Мне он не понравился. Там герой погибал во время взрыва в научной лаборатории — в общем, в центре фильма был подвиг. Хотя там были и неплохие сцены, и кое-какие из них остались в нашем сценарии.
А. Смирнов, режиссер
Ларисе Шепитько такое кино не было интересным. Ведь она уже сняла фильм "Крылья" о послевоенной судьбе женщины-летчицы. Зачем повторяться? Через 3 месяца работа застыла. Непонятно была ли вторая попытка Осепьяна поработать над кинолентой или очевидцы перепутали ее с первой. Так или иначе снова провал.
Но тут уже закусился Андрей Смирнов. В частном порядке, заняв денег, он поехал в Среднюю Азию, где в экспедиции работал Вадим Трунин и уговорил последнего переработать сценарий. Писали все лето. Без договора и с малюсенькой надеждой на экранизацию. Роль оператора фильма - Павла Лебешева также под вопросом. То ли он был в группе Шепитько, то ли работал вместе с Смирновым.
И вечный бой
Актерский кастинг - отдельная эпопея. Ни одна роль и трактовка образа не обошлась без бюрократических побоищ. Давайте посмотрим, как все было.
Иван Приходько («Ванька»), слесарь, бывший командир разведки
Это сейчас вместо Евгения Леонова трудно себе представить другого артиста. А тогда, за ним прочно закрепилось амплуа комедийного актера: Полосатый рейс, Зигзаг удачи, Не горюй и др. Ну какой из него командир разведки и герой войны? Поэтому Худсовет рекомендовал на пробы Николая Рыбникова.
"Фон фильма — именно в Приходько, которого мне посчастливилось сыграть. Именно этот трудяга — маленький, незаметненький — имеет необыкновенную душу. Он больше всех, этот работяга, интеллигентен, внутренне интеллигентен. Он больше всех любит свой дом, больше всех понимает, что это за слово — дружба. Этот маленький, обыденный человек высок и красив… Я его очень люблю"
Евгений Леонов, актер
Да и было, что привнести в роль. Леонов на фронт не попал. Был мал для этого. Но во время войны добросовестно работал учеником токаря на авиационном заводе, изготавливал детали для самолетов. Непростое время он застал в осознанном возрасте и многое из него вынес.
Николай Иванович Дубинский («Дубинушка»), главный бухгалтер, бывший радист
Принципиального, интеллигентного бухгалтера могли бы сыграть:
Николай Гринько
Иннокентий Смоктуновский
Оба, кстати, фронтовики. И в любом случае, талантливые актеры внесли бы свой нелегкий опыт в кинокартину. Но эта роль предназначалась судьбой Анатолию Папанову. Последний крайне устал от однотипных героев комедийного жанра, глупых, хамоватых и недалеких. Семён Васильевич из "Берегись автомобиля", вечный Лелик из "Бриллиантовой руки" Л.Гайдая. Редкие образы как комбриг Серпилин из "Живых и мертвых" или Петр Бондаренко в фильме "Дети Дон Кихота" были глотком воздуха.
Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там я научился ценить Жизнь – не только свою, а ту, что с большой буквы… Но там же я видел и познал другое. Огромную силу духа, предельную самоотверженность, великую солдатскую дружбу.
Анатолий Папанов, актер
Да, это был его герой.
Виктор Сергеевич Харламов («Харламыч»), директор завода, бывший командир сапёрной роты
А здесь пробовались:
Михаил Ульянов
Евгений Самойлов
Всеволод Санаев
И даже... Эльдар Рязанов
Но это был шанс для Алексея Глазырина. Во время войны из-за проблем с сердцем Алексея не взяли в армию. Однако вместе с прифронтовой театральной группой он дал множество концертов бойцам Красной армии. Как оказалось, роль была пророческой. Через месяц после премьеры фильма актер скончался от инфаркта. А похоронили его там же, где по фильму встретились бывшие однополчане - на Введенском кладбище. Удивительное совпадение.
Алексей Константинович Кирюшин («Киря»), журналист, бывший минёр-подрывник
Кастинг не менее впечатляющий:
Армен Джигарханян
Юрий Каюров
Виталий Доронин
Леонид Кулагин
А роль взял Всеволод Сафонов
Рая, медсестра («сестра милосердия»), бывшая фронтовая санитарка
И тут не обошлось без приключений. Пробовалась Ийя Саввина
По словам актрисы, она чувствовала себя неуютно среди военного поколения. Она просто не могла быть с ними на равных. От роли актриса отказалась.
И снова вариации. Кандидатуру Нины Ургант предложила Ийя Саввина или же Андрей Смирнов нашел решение сам. Увы, худсовет забраковал Ургант еще на пробах. Кадры с медсестрой снимали самыми последними. Слишком долго шел безуспешный поиск исполнительницы.
Вопреки решению чиновников режиссер снимает в фильме забракованную Ургант. Ее лучистые глаза были решающим фактором. Однако на этот раз противник куда серьезнее - министр культуры Екатерина Фурцева. Всесильная Екатерина ультимативно предложила кандидатуру Инны Макаровой.
«Это было похоже на издевательство. Начальство потребовало заменить Нину Ургант на Инну Макарову уже после того, как было отснято три четверти картины. Очевидно, делали это просто из вредности... Я, конечно, понимал, что Инна Макарова ни в чём не виновата. Честно сделал вторые пробы и с Макаровой, и с Ургант. И был уверен, что утвердят Нину. Ведь для этой картины было очень важно, чтобы в конце появилась женщина, которая излучает свет. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что утвердили Макарову».
А.Смирнов, режиссер
Пришлось пригрозить уходом из картины. Деньги на производство фильма были потрачены, за срыв сдачи по голове бы не погладили никого. Чиновники пошли на попятную. Ургант оставили в картине.
За кадром
Сам режиссер вспоминал как долго он притирался с актерами душой. Они не доверяли его молодости (29 лет), западному прикиду (бородка, патлы, джинса). И лишь со временем, когда увидели как он борется за каждого актера, кадр и сценарный ход приняли в свои ряды.
Съемки приостанавливали 4(!!!) раза. Были обвинения в клевете и упадничестве персонажей.
Забавно, но оператор фильма, Павел Лебешев, посчитал фильм абсолютной неудачей.
Песню для фильма написал фронтовик, бард и поэт - Булат Окуджава. Но только после того как просмотрел отснятый материал. До этого он был резко против. В аранжировке мелодии помог композитор Альфред Шнитке.
Защитником ленты от нападок чиновников на протяжении всего производства выступал Михаил Ромм, учитель Андрея Смирнова.
Вердикт комиссии: «Обсуждать не будем. Картина сложная. Пускай разбирается руководство». Разошлись молча, мне слова никто не сказал. Но 2 или 3 января позвонили в 9 утра и пригласили на обсуждение. Уходя, я сказал своим, что, наверное, деньги все же получим. Оказалось, что кому-то из руководства, то ли самому Брежневу, то ли Гришину, доставили на дачу картину, он посмотрел ее и все кончилось благополучно.
А. Смирнов,режиссер
Прокатное удостоверение фильм получил 13 марта 1971 года.
Друзья, в связи с нововведениями Дзена выживут лишь те каналы, где есть подписки. Если мой канал Вам интересен я ВЫНУЖДЕН просить вас подписаться и порекомендовать его другим подписчикам. Спасибо за понимание!
Спасибо за прочтение. Канал развивается, когда есть активность. Если не сложно, поставьте палец вверх или подпишитесь. И будет Вам счастье! Гарантирую. Всех благ!
Другие публикации канала Перезагрузка в 40:
Римейк Белорусского вокзала от Тиграна Кеосаяна, зачем?
Доска позора, как питерцы боролись с барельефом Маннергейму
Остров, последнее российское КИНО
Подарок немцам на 14 февраля от комбата Мадояна
Когда попросят каяться за победу, вспомните ответ старого снайпера
Золотой теленок, так сейчас не снимают
Воланд, шо, опять?!! Повтор на 800 лямов
До свидания, мальчики, так сейчас не снимают