Найти тему
Загадки истории

В МИРЕ ШПИОНАЖА#1.4Легендарные имена#4.Тайны "бюро ликвидаций"

Оглавление

Легендарные имена

Тайны "бюро ликвидаций"

Этот человек более де­сятка лет руководил раз­ведкой СССР. Под его непосредственным конт­ролем работало так на­зываемое ликвидацион­ное бюро, устранявшее тех, кого считали врага­ми советской власти. Од­нако в конце концов он сам чуть не стал жертвой той самой репрессивной машины, винтиком кото­рой являлся.

В 1907 году в украин­ском городе Мелито­поле в многодетной семье появился на свет маль­чик, которого, окрестив в день святых Петра и Павла, нарекли Па­шей. К сожалению, когда ему исполнилось 10 лет, умер отец, брав­шийся за любую работу, дабы прокормить жену и пятерых детей. В тот же год произошла Октябрьская революция, и вскоре старший брат Николай ушел служить в Красную армию. А в 1919-м, не желая быть обузой в семье, по его стопам отправился и 12-летний Павлик, ставший сыном полка. Определили мальчика сначала в роту связи, а потом из-за нехватки кадров — на должность шифровальщика-теле­фониста в Особый отдел дивизии. Так началась карьера Павла Судо­платова в органах государственной безопасности.

Павел Судоплатов
Павел Судоплатов

Коробка конфет

В 1921 году дивизию, в которой служил паренек, перевели в Жи­томир. Перед чекистами Особого отдела была поставлена задача по противодействию зарождающейся Организации украинских нацио­налистов (ОУН), которая начала активную борьбу против советской власти. Теперь Павел, ставший младшим оперативным сотрудником ГПУ, переквалифицировался в хозяина явочной квартиры. Там его начальники встречались со своими агентами, которых удалось вне­дрить в ближайшее окружение руководителей ОУН — Степана Бан­деры и Евгения Коновальца. В числе агентов был и нелегал Лебедь, который спустя несколько лет станет «дядей» Судоплатова.
Затем последовало назначение в Харьковский отдел ГПУ. А по­том и в Москву, в Иностранный отдел ОГПУ — так тогда называлась внешняя разведка. В 1934 году молодому чекисту предложили стать разведчиком-нелегалом. Учитывая, что он родился и долгое вре­мя жил на Украине, ему предстояло активно включиться в борьбу с ОУН. Согласие Павел дал, после чего, пройдя недолгую подготовку, оказался в качестве «племянника» Лебедя в Хельсинки.
Через некоторое время разведчика по подложному паспорту пе­реправили в Германию, где обосновалось руководство ОУН. Проведя несколько месяцев в школе военной разведки, Судоплатов стал лю­бимцеми доверенным лицом Коновальца, вместе с которым совер­шил несколько инспекционных поездок по учебным центрам.
А потом от «дядюшки», обосновавшегося на Украине, пришел вызов. Тот якобы нашел место своему племяннику в качестве ра­диста на одном из советских судов, которые заходили в иностран­ные порты, — идеальное прикрытие для курьера. Коновалец этот ва­риант принял, не подозревая, что тем самым вынес себе смертный приговор. Потому что отозванный в Центр «племянник» получил задание его ликвидировать.
Убийство было совершено 23 мая 1938 года в Роттердаме, куда на встречу со своим связным прибыл Коновалец. В качестве презента, во время контак­та в гостиничном ресторане с агентом, он получил конфеты. Коробка с ними на самом деле была специально изго­товленной миной. Достаточно было перевести ее из вертикального в гори­зонтальное положение — и через пол­ часа происходил взрыв. Так оно и слу­чилось. После встречи Судоплатов быстро попрощался, вышел из кафе и купил в ближайшем магази­не плащ и шляпу, чтобы слегка изменить внешность. Коновалец за это время успел расплатиться, выйти из ресторана и пойти по улице Колсингел к своему отелю. Тут-то и раздался взрыв. Судоплатов ус­лышал лишь «звук, напоминавший хлопок лопнувшей шины» — так он сам описывал те события в своей книге «Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930-1950 годы», написанной много лет спустя. Через не­которое время он оказался на своем судне.

Павел Судоплатов с женой Эммой
Павел Судоплатов с женой Эммой

Специалист широкого профиля

Впоследствии Судоплатов участвовал также в организации поку­шения на Троцкого: в 1940 году пламенному революционеру раскро­ил череп ледорубом агент НКВД Рамон Меркадер.
Начиная с 1942 года Судоплатов занимался организацией поку­шения на Гитлера. Но когда главный исполнитель Игорь Миклашев­ский доложил в Москву, что появилась возможность совершить тер­акт, заминировав личную ложу фюрера в театре, Сталин дал отбой, посчитав, что Третий рейх тогда возглавит политик, с которым Запад может пойти на сепаратные переговоры.
В годы Великой Отечественной войны генерал-майор Судопла­тов, ко всему прочему, еще возглавлял так называемую Особую груп­пу, главной целью которой было проведение диверсий в тылу врага силами партизанских отрядов и специальных групп русских «ком­мандос».
Особенно удачной оказалась операция «Березино», проведенная в 1944-1945 годах. Суть ее заключалась в том, что до сведения нем­цев доводилась информация о якобы оставшихся после наступления Красной армии в ее тылу вполне боеспособных подразделениях вер­махта — вот только с боеприпасами и продовольствием у них, мол, настоящая беда. И немцы, попавшись на удочку, долгое время вы­сылали «своим» не только грузы, но и радистов, большинство кото­рых, будучи перевербованными, включались в дезинформационные операции.
Начиная с середины 1940-х годов управление, которое возглав­лял уже генерал-лейтенант Судоплатов, было ориентировано на до­бывание сведений о производстве атомного оружия в США, а также на поддержание контактов с зарубежной резидентурой.

Важнейшую роль в операции «Березино» сыграл легендарный разведчик Александр Демьянов, он же «агент Макс» (на фото - справа)
Важнейшую роль в операции «Березино» сыграл легендарный разведчик Александр Демьянов, он же «агент Макс» (на фото - справа)

«Мясорубка» после Сталина

После смерти Сталина в 1953 году всемогущий Лаврентий Берия был арестован. Тогда его бывшие соратники, в свое время также да­вавшие добро на репрессии, но теперь пришедшие к власти и стре­мившиеся это скрыть, стали искать «виновных». В их числе оказал­ся и Судоплатов.
Арестовали генерала 21 ав­густа 1953 года. Ему предъя­вили обвинение в том, что он способствовал организации се­паратных переговоров с Гитле­ром в 1941 году (на самом деле это была дезинформационная операция, которую проводи­ли с помощью агента НКВД, посла Болгарии в Москве Стаменова, чтобы выиграть вре­мя для концентрации сил и мобилизации имеющихся резервов). Кроме того, Судоплатов был обвинен в том, что как заме­ститель начальника разведки не выполнил приказ правительства об устранении бывшего главы Временного правительства Керенского, ушедшего в оппозицию Сталину югославского маршала Тито, руко­водителей грузинской эмиграции. Еще одно обвинение заключалось в том, что он курировал работу секретной лаборатории МТБ, в кото­рой испытывались яды на заключенных.
Все эти обвинения были не чем иным, как блефом. Над Судопла­товым стояли более высокие начальники, без санкции которых он не мог принять решение. Из своего опыта разведчик знал, как себя вести в такой ситуации. Находясь в заключении, он сначала съедал только половину тюремной пайки. А потом и вовсе отказался от ба­ланды. Объявив голодовку, он начал симулировать сумасшествие. Это был достаточно удачный ход. Дознаватели, прервав следствен­ные действия, были вынуждены переправить узника в психиатриче­скую больницу, находившуюся на территории ленинградской тюрь­мы «Кресты». Здесь им занялись врачи, которые организовали также принудительное кормление и «лечение» различными препаратами. Потом тюремные эскулапы, посчитав, что их пациент здоров, пере­правили его обратно в Москву. И допросы возобновились вновь.
Несмотря на то что Судоплатов так и не признал себя виновным ни по одному из пунктов предъявленного ему обвинения, Военная коллегия Верховного суда СССР в сентябре 1958 года приговорила подсудимого к 15 годам тюремного заключения. Отбывать наказание ему предстояло во Владимирской тюрьме. В 1968 году, по решению Президиума Верховного Совета СССР, Судоплатов был освобожден из заключения, но не реабилитирован.
После выхода на свободу друзья помогли ему не только получить пенсию, но и найти работу редактором в одном из московских из­дательств. Павел Анатольевич правил чужие литературные опусы, переводил книги с немецкого и украинского языков. Точка в этой истории была поставлена только в 1992 году, когда военная прокура­тура в конце концов установила, что все обвинения, предъявленные разведчику, были фальсификацией. Опальный генерал Судоплатов был полностью реабилитирован. Скончался он в Москве в 1996 году в возрасте 89 лет.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)