Впервые я услышала слово СОП (социально-опасное положение), когда пришла вести немецкий язык во второй 2 "З" класс. Дети из этого класса в большинстве своём жили рядом со школой в общежитии. И многие из них находились в СОП.
На первом уроке немецкого языка в этом классе я обратила внимание на девочку, которая сидела под партой, не поднимая на меня глаз. В классе на неё никто не обращал внимания. Так она вела себя на уроке часто. Ксюша пряталась при малейшем намёке на стресс. Она уходила в себя и молчала, как испуганный зверёк. Наученная горьким опытом работы с психически больными детьми, я боялась сделать хуже, поэтому не настаивала, чтобы она сидела за партой.
О том, как я работаю с детьми младшего школьного возраста, Вы можете прочитать в статьях, которые находятся в конце статьи. Мы много играем на уроках в начальной школе. Во втором классе - это 70 % игры и 30 % теории. Поэтому Ксюша потихоньку стала выползать из-под парты: сначала только поднимала на чуть-чуть глаза (до этого она прятала лицо в коленки, сидела под партой, обняв ноги), потом стала слушать, что мы говорим, и смотреть, что мы делаем. А примерно через месяц сидела на стуле, но ничего не делала, только слушала.
Однажды в конце урока, когда я написала в дневники "Хорошо!", "Молодец!", "Умница!", "Отлично!" и прочие приятности детям и они побежали в свой класс, Ксюша подошла ко мне и попросила разрешения помыть тряпкой доску. Я ей разрешила.
Перед началом следующего урока, как и всех остальных уроков до конца второго класса, Ксюша, стоя на стульчике, мыла мне доску. Чисто-чисто. По несколько раз. И с тех пор она начала принимать участие в играх на уроках и даже выходила к доске что-то написать или ответить.
Я работала с этими детьми ровно год.
Однажды (это было уже в третьем классе, и Ксюша училась во вторую смену) я встретила ей перед её уроками в школьной столовой. Она смотрела, что готовят на обед. Видно было, что голодная. Я спросила, как давно она ела. Девочка ответила, что утром. "Но это ничего страшного! Нас в четыре часа покормят. Я дома не обедаю." Я купила еду себе и Ксюше. Она мигом съела всё, что было на тарелке, сказала "спасибо" и убежала в класс.
Потом я увидела как-то её с мамой, младшими братом и сестрой. Они шли в обувную мастерскую. Ксюшина мама была худая, высокая и смуглая, с распухшим от спиртного лицом, с фингалом под глазом и синяками на руках. Ксюша засветилась от радости и помахала мне рукой. Младшие дети были грязные и очень бедно одетые.
От классной я узнала, что девочка живёт с мамой, её сожителем и двумя младшими детьми в одном из общежитий, рядом со школой. Девочке в этой семье было очень несладко. Но профессиональная этика не позволяет мне рассказать, что пришлось пережить в своей семье этому ребёнку. И я до сих пор не могу понять, почему школа, зная о том, что случилось с девочкой, не сделала всё возможное, чтобы социальные службы изъяли Ксюшу и двух других детей у этой горе-матери.
А Ксюша так и осталась для меня девочкой на стуле, вытирающей чисто-чисто школьную доску. Как будто тряпка могла убрать и из её жизни всё ненужное и грязное.
Как я работаю с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Часть 1. (Мягкие) игрушки
"Поведение "Неуд.!", или Почему дети плохо себя ведут?
А что думаете по этому поводу Вы?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!