Найти тему
Об истории красиво

Жизнь на НЕМЕЦКОЙ подводной лодке глазами командира.

Оглавление

Данная статья основана на лекции Вольфгана Люта, который являлся одним из самых результативных командиров-подводников кригсмарине (ВМС Германии). Вольфган Лют - кавалер рыцарского креста, потопил 43 корабля, как военных, так и гражданских, и одну субмарину. Был убит часовым на своей же базе 13 мая 1945 года, будучи пьяным.
Прочитана лекция в 1943 году офицерам подводного флота.

Ну что, приступим к изучению сознания немецкого подводника.

На фото выше изображён Роберт Гизе - немецкий офицер-подводник.

Роль капитана корабля на подводной лодке

Как вы думаете, какая главная задача командира подводной лодки? Моя главная задача - топить суда. Она ставиться моим непосредственным командованием с берега. Ваша задача, как офицеров и рядовых исправно выполнять свою службу. Моряк-подводник обязан во всём беспрекословно подчиняться старшим и при этом получать при этом удовольствие.

Командный дух

Командный дух экипажа в первую очередь зависит от командира. То, насколько удачливы прошлые походы командира, сильно влияет на отношение команды к будущему походу. Я, как командир корабля, задаю пример офицерскому составу и морякам.

Вольфган Лют
Вольфган Лют

Моей опорой в поддержании духа являются женатые люди. Они часто ведут себя спокойнее и сдержаннее. Это остепенившиеся люди, которые отличаются хладнокровием и рассудительностью в внештатных ситуациях. Эти люди всегда отдыхают на берегу лучше молодых и не женатых.

Дисциплина

Командиру следует соблюдать на корабле строгую дисциплину. Я всегда не допускаю обострение споров между составом. Команда в основном состоит из необразованных людей, поэтому всегда приветствуются рассказы одного из членов экипажа, имеющего образование. Темы для разговоров должны быть ограничены бытовыми, светскими, политика запрещена. Обсуждение приказов и цели похода также запрещены. Экипаж должен понимать, что он топит цель, а не, например, пассажирское судно, то есть любая цель для него злейший враг и сомнений в команде быть не должно.

-3

Субмарина выходит в поход на достаточно продолжительное время, поэтому наша жизнь разбита на периоды порой скучного и монотонного несения службы под водой. Да, подводные походы часто увенчиваются теми или иными успехами, которые привносят в жизнь команды разнообразие, однако стоит быть всегда готовым как к неудачам, так и к отсутствию каких-либо событий в принципе. Моряк должен уметь неделями жить в информационной изоляции, жить только службой и наслаждаться этим.

Я сказал скучного и монотонного несения службы, но не лёгкого. Походы всегда сопровождаются постоянным нервным напряжением, например, при прохождении полей глубинных бомб. Судьба лодки главным образом зависит от каждого члена экипажа, но полная ответственность лежит на командире, поэтому любая неудача сильно бьёт по моей нервной системе.

-4

Трудности на лодке

Отсутствие дневного света

В отсеках всегда горит свет, молодые моряки первое время не могут спать, их биологические часы сбиваются в условиях отсутствия дневного света. Лодка периодически всплывает, но наружу экипаж не выходит.

Смена климата

Во время патрулирования или преследования цели часто экипаж встречается со сменой климатических условий. Вы можете подумать, что в герметичной лодке это не чувствуется, однако я буду утверждать обратное. Я становился свидетелем того, как не выдерживали даже самые крепкие и здоровые члены командирского состава.

Недостаток сна

Наша работа часто проводится по ночам, поэтому нервное напряжение сопровождается недостатком сна. К тому же в отсеках почти всегда душно и шумно. Я стараюсь сразу приучить экипаж к работе в таких условиях. Больше половины экипажа спасаются частым курением и употреблением крепкого кофе, такие способы обманчиво действуют на моряка, поэтому рекомендую офицерам ограничивать себя и состав младших матросов от злоупотребления.

Внутри лодки
Внутри лодки

Алкоголь, сигареты, кофе

На берегу морякам разрешается пить. Я сам почти никогда не напивался, за исключением пару случаев. Курю не больше двух сигарет в день, а к кофе, которое почти всегда заваривается очень крепким, я отношусь с отвращением, хотя многие моряки-подводники очень его любят.

Страх

Знаете как себя чувствуют люди, проходя в нескольких десятках метров от глубинных бомб? Представьте себя на самолёте, который преследуется тремя истребителями противника. Да, это безусловно страшно, однако на лодке нет времени боятся, моряк обязан сначала выполнить необходимые действия, а потом он может боятся в своё свободное от службы время.

-6

Наказания

В военное время недопустимы мирные наказания. Штраф из жалованья, сокращение отпуска или гауптвахта в боевом походе бесполезны. Любой член экипажа важен на лодке. Я применяю метод ограничения комфортного отдыха провинившегося. Например, у виновного изымается матрац. Одним из главных правил при наказании - это пресечение личного презрения со стороны экипажа. Провинившийся не должен ощущать себя жертвой или осуждаемым. До наказания и после наказания уважение и отношение к человеку не меняется.

Для пресечения провинностей на корню, я всегда относился к проблемам каждого члена экипажа с чувством и всегда входил в положение человека. Также немаловажным является точная и ясная дача приказов. Если вы не уверены в том, услышал ли подчинённый ваш приказ, повторите ему ещё раз, от этого зависит выполнение.

-7

А что же насчёт секретности?

Конечно, как и у любого уважающего себя командира, моим главным убеждением было то, что язык зачастую необходимо держать за зубами. Да, я приучал своих подопечных к повышенной секретности. Я всегда утверждал, что болтливый язык способен погубить целую операцию.

Своих людей же я учил правильно разговаривать. Я помогал им понять, как правильно разговаривать в обществе, что можно говорить, что нельзя. Я считаю, что это определённо идёт на пользу любому бойцу. Кстати, у меня ещё есть практика раз в неделю развешивать разные образцы письма, которое можно написать домой. Да, даже этому приходится приучать бойцов, иначе же они лишнего наговорят.

Отношение к экипажу

Я на подводной лодке всегда в глубочайшем авторитете у экипажа, но при этом я всегда обязан обеспечить доступ ко мне. Я всегда должен быть в хорошем настроении и моё состояние никоим образом не должно влиять на работу экипажа. Был случай, когда я был очень разочарован тем, что мы достаточно долго не могли найти цель. Однако, матрос, подойдя ко мне даже с самой глупейшей просьбой или вопросом не должен стать жертвой моего настроения.

Деятельность на подводной лодке отличается от любой другой тем, что никто из экипажа, кроме командира не владеет боем. Только я решаю что делать дальше, поэтому не редко бывало, что кто-то из матросов забыл, скажем, перекрыть нужный клапан. Это оборачивалось срывом атаки, но виновен в этом я. Именно поэтому я требую от своего экипажа строжайшего выполнения моих приказов и соблюдения дисциплины.

-8

За время своей службы, моя субмарина потомила немало судов, однако ни одно из них не является чьим-то личным достижением. Любая удача на лодке - это результат работы каждого члена экипажа. К тому же ответственность за не очень хорошие деяния, которые нас заставляют делать мы тоже распределяем между всеми, а значит никто из членов экипажа не виновен в смерти, например, гражданского лица на потопленном судне.

Вот вспомнил один случай.

Как-то ночью моя лодка наткнулась на конвой. При чём наткнулись почти в буквальном смысле, так как чуть не задели надводное судно. Однако лодке удалось сманеврировать и выйти на боевую позицию.
Я не знал чьи корабли вырисовывались у нас на радаре, но спешно отдал приказание команде готовиться к атаке. Экипаж занял места и я отдал приказ атаковать ближайшую цель.

Все были готовы к успешному нападению на целый практически беззащитный конвой. Но окончательной команды я не отдавал почти две минуты.
Закончилось всё же потоплением одного из крейсеров. Это был британский конвой, который спешно покинул позицию после попадания по соседнему судну. Тогда я отдал приказ всплывать. Всплытие после поражения цели конечно не рекомендуется, однако я таким образом показывал некоторым членам экипажа корабль, который они только что потопили. Это поднимало боевой дух.

-9

Я уже говорил насчёт прививания экипажу любовь к лодке как к своему второму дому. Я считаю это главным условием успешной службы. Поэтому я всегда ставил себе цель обеспечить необходимую атмосферу на лодке. Матрос не должен быть запуган, всегда стоит давать ему время на себя и свои мысли, иначе он может сойти с ума от постоянного напряжения.

Также я всегда поддерживал наличие нескольких граммофонов в помещениях, музыка помогает расслабиться и отойти немного от службы. А по вечерам я приказываю приглушить свет в жилых каютах, чтобы матросы могли отдохнуть от яркого света.

Мои матросы имеют привычку брать с собой на борт парадную рубашку и пару пачек журналов. Рубашки я призывал надевать по воскресеньям, а журналы ходили по лодке из рук в руки, поэтому никому не было особо скучно.

Новички на лодке
В моей практике были экипажи, которые срабатывались настолько, что понимали друг друга с полуслова. Однако перемены есть всегда. Кто-то уходит в отставку, кто-то заболевает, поэтому к нам иногда приходили новые матросы и надо сказать, что новым людям достаточно тяжело вникнуть в работу команды. Чтобы не возникало ситуаций, когда новичок не понимает приказов, я вешал специальный список, где новички или любые другие матросы могли записаться, если им было что-то непонятно в несении службы. Потом я вызывал по очереди записавшихся и разговаривал с ними до тех пор, пока им не станет всё понятно. Именно таким образом я достигал быстрого внедрения новичков в команду.

-10

Питание команды

Я командир корабля, кавалер рыцарского креста, ас в мире подводных лодок, но я бы не был таковым, если бы не задумывался о мелочах. Я обязан думать и о питании. Для пресечения недовольств в экипаже я распределил составление меню между кают-компаниями. Они не должны были покушаться на лучшие блюда, но при этом могли выбирать то, что хотят, это добавляло некое разнообразие, а значит и экипаж становился веселее. Конечно, это немного отягощало кока, поэтому иногда приходилось вводить ограничения.

Этикет

На моём корабле одно из главных правил было соблюдение строжайшего этикета за столом. Все, начиная от лейтенанта цур зее, заканчивая мной должны являться на приём пищи чистыми и в опрятной форме. Это поддерживало их авторитет среди моряков. При этом каждый офицер, если он отчитывает матроса, обязан сам выполнять то, за что ругает. Это являлось главным правилом, без которого не получилось бы выстроить связь между начальством и матросами.

-11

Здоровье и медицина

На нашем борту был врач, однако в моей практике обращались к нему достаточно редко, даже при условии, что я обязывал каждого человека на лодке идти к врачу при любом недомогании. Хорошее здоровье экипажа поддерживалось моими требованиями к образу жизни.

  • Во-первых, соблюдение гигиены во всём.
  • Во-вторых, соблюдение более-менее правильного питания.
  • В-третьих, следить за тем, что берёшь в рот и когда.

Я лично следил за здоровьем экипажа, ведь выход из строя одного человека означает неполное несение службы всей лодки.

Интимная жизнь моряков

Насчёт интимной жизни моряков. Конечно, мы долго находились вдали от земли и женщин, но я запрещал обклеивать непристойные картинки в каютах и призывал всех стараться оставить инстинктивное влечение за бортом, а на службе думать только о службе.

-12

Спасибо за прочтение статьи! Призываю вас поставить "Нравится" и подписать на мой канал, чтобы не пропустить новый материал)

Конечно, жизнь на немецкой подводной лодке может быть чем-то схожа с жизнью на любой другой субмарине, однако свои особенности всё-таки имеются, к тому же стоит понимать, что эта статья написана на основе слов одного их лучших командиров кригсмарине, поэтому на других подводных лодках Германии вероятно дела обстояли по-другому. Ну а теперь, если вы читаете эти строки, значит вам очень интересна эта тема и вы наверняка составили своё мнение насчёт неё, поэтому предлагаю вам опустить в комментарии и написать свою точку зрения, буду рад ответить)