Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Показываю, как строят трассу М12 "Москва-Нижний Новгород-Казань". Скоро будем доезжать до Владимира за 1.5 часа?

Транспортный проект «Европа – Западный Китай» (МТМ ЕЗК) — современная реинкарнация Шелкового пути по территории России, Казахстана и Китая. 8500 км дорог, из них по России — 2300 километров. Предполагается, что маршрут «Европа – Западный Китай» можно будет спокойно проехать на автомобиле за 10 дней, при том что на поезде по Транссибу будет дальше (11 500 км) и потому дольше (14 суток). К перечню участков МТМ ЕЗК относятся скоростные дороги категорий 1А и 1Б — это М11, ЦКАД, участки в Татарстане и Башкортостане, например, от Кумертау до границы с Казахстаном. Еще один участок — очень важный для улучшение связности агломераций (Московской, Нижегородской, Казанской и Самарско-Тольяттинской).

Речь идет о скоростной автодороге «Москва – Нижний Новгород – Казань» (М-12) протяженностью 810 км. Разумеется, дороге платной.

Проект стартовал совсем недавно. Подготовительные работы начали в 2020 году, а первые метры были асфальта были уложены на технологических участках в мае 2021 года, к 1 октября сумма уже потраченных на проектные и строительные работы средств составила 91,5 млрд рублей. Это — чуть меньше среднегодового объема расходов на строительство новой дороги, позволяющей за четыре часа доехать до Арзамаса, и за шесть с половиной до Казани.

-2

Полный размер

Вообще общая стоимость работ по проекту М12, заявленная ранее как 850 миллиардов рублей, из них 639 бюджетных, постоянно растет. Все это объясняют рыночными факторами, подорожанием металла, рабочей силы и так далее. В конце года вице-премьер Хуснуллин пояснил, что смета поднимется минимум на 200 миллиардов. При том, что дорогу строят всего год, а рубль не особенно и укрепляется, то можно предположить, что смета еще поднимется не раз.

Из этой общей суммы, 60% составляет капитальный грант (платежи государства инвестору на этапе строительства), остальное — 150 миллиардов из ФНБ, еще 93,5 млрд – привлеченные средства с рынка (облигации). То есть дорогу строит государство, а содержать ее будут за счет налогоплательщиков-автомобилистов, которые, фактически, оплатят проезд дважды. Но это, наверное, лучше, чем платить и не ездить…

"Тормозных" пунктов оплаты, кстати, на трассе не будет, только автоматическое считывание номеров, габаритов автомобиля и количества осей камерами и лазерным датчиком. По аналогии с ЦКАД, где безбарьерная система проезда (Свободный поток, или free flow) уже "хорошо себя показала".

Рассуждать об адекватности смет с дивана трудно, но вопросы, конечно же будут. Точнее. уже есть. Неделю назад российская Счетная палата обнародовала результаты проверки расходования средств по этому проекту, и выявила ряд эффектных несоответствий ожиданий и реальности.

Так, без положительных заключений госэкспертизы на проектную документацию, госкомпанией были заключены договоры на выполнение работ по проектированию и строительству девяти участков М-12 «под ключ» на сумму 572,8 млрд рублей. При этом стоимость по договорам определялась самой госкомпанией расчетно, без аудита и обоснования инвестиций. Самое интересное, что в этой ситуации "правила сами нарушились" — такое стало возможным благодаря неприменимости общих положений действующего Порядка заключения контрактов к госкомпании, ведущей закупки по Федеральному закону 223-ФЗ. То есть, никакой госэкспертизы в данном случае и не нужно, чтобы подписать договор с любыми параметрами.

Но и это, конечно, не все. Выявленная неправомерная компенсация за "самострой" в 3.7 миллиона рублей — ерунда на фоне упущенной выгоды в 446 миллионов рублей, вызванной отсутствием резервирования земель со стороны Автодора — например, уже после планировки дороги на этом же участке земли выдавалось разрешение на добычу полезных ископаемых. В итоге стоимость проекта дороги снова увеличивалась. Но, опять же, по закону выполнять резервирование компания не была обязана, то есть почти все финансовые вопросы, в итоге, ложатся на государство, сметы проверить невозможно, и чтобы это изменить, нужно менять федеральное законодательство. Красиво, согласитесь.

Надо отдать должное экономистам Счетной палаты — вникнув в проект, они обратили внимание не только на финансовые аспекты. Скорее, речь тут идет даже не о качестве дорожного проектирования, а просто о здравом смысле. Так, выяснилось, что проект предусматривает транспортные развязки только по границам этапов, то есть никаких пересечений с региональными дорогами и разворотных развязок. Но при протяженности этапов до 124 километров, это даже на нездоровую шутку не похоже. Заехал на "платку" не в ту сторону — и делаешь крюк на 250 км, как вам такое? В общем, для обеспечения связанности территорий Владимирской, Нижегородской областей и Чувашской Республики, Госкомпании было предложено построить на пути дополнительные развязки и объекты инфраструктуры (что, конечно, обоснованно сделает проект еще дороже).

Всю трассу до Казани планировали запустить в 2024 году, но после поручения президента Путина уложиться в этот срок с дорогой до Екатеринбурга (на это только из ФНБ выделят еще 130 миллиардов), а летом 2024 — до Тюмени и Челябинска, срок сократили.

Первым уже в 2022 году планируется открыть участок М12 от ЦКАД до пересечения с А108 на обходе Орехово-Зуево.

Собственно, туда я и отправился, чтобы сделать несколько снимков строительства.

-3

Дорога на участке до обхода Орехово-Зуево местами уже вполне себе существует. Снег скрывает, но видимо тут уже уложен асфальтобетон. Местами даже есть столбики — части будущих ограждений.

-4

Хорошо видно, что ширина трассы М12 будет такая же, как у ЦКАД или М11 — две полосы в одном направлении, посередине дороги — бетонный отбойник.

-5

Трасса спроектирована на движение со скоростью 120 км/ч — не очень с точки зрения перспективы, но хоть так. Ведь по Горьковскому шоссе сейчас люди едут со средней скоростью в три-четыре раза меньше, и это если без пробок.

-6

-7

Рядом с уже построенным мостом через дорогу — большая площадка с техникой. За ней — горы щебня.

-8

-9

Всего на стройке дороги работает более 7000 человек. Рядом с участками трассы создано 20 песчаных карьеров. Работа кипит, машины снуют по технологическим дорогам туда-сюда.

Вот так выглядит обход Орехово-Зуево на А108, тоже кусочек современной трассы, развязка с М12 — в стадии строительства — возведены опоры, подготовлены насыпи.

-10

Пересекая А108 в этом участке, трасса М12 уходит дальше и вскоре пересекает трассу М7 — Горьковское шоссе.

-11

-12

-13

Тут активно строят развязку и мост.

-14

-15

-16

Техники немало, все работают.

-17

-18

-19

Едем чуть дальше, оцениваем состояние трассы на уровне Петушков.

-20

-21

Тут пока все в меньшей готовности — моста нет, дороги нет, только насыпь, но щебень и песок активно возят по технологическим дорогами, в общем, работа кипит.

-22

-23

Трасса красиво уходит в горизонт.

-24

-25

Думаю, вы обратили внимание, что трасса соприкасается с населенными пунктами и СНТ. Надеюсь, что в проекте есть шумозащитные барьеры в таких местах…

-26

-27

-28

Конечно, с технологически продвинутым, быстрым и качественным китайским дорожным строительством не сравнить, но стройка действительно масштабная и по российским меркам работы идут полным ходом. Надо бы сгонять дальше вдоль трассы, посмотреть, как строят вантовый мост через Оку — но это ближе к весне.

Подведем итог увиденному. Конечно, можно огорчаться по целому ряду причин: трасса строится но наши деньги, но проезд по ней будет стоить дорого, ширина трассы ограничена двумя полосами, скоростной лимит, судя по всему, составит 110 километров в час, наверняка опять будет мало заправок и прочих объектов инфраструктуры.

Трасса М7 состоит в основном из убитого асфальта с ямами глубиной в полколеса, пробок и населенных пунктов
Трасса М7 состоит в основном из убитого асфальта с ямами глубиной в полколеса, пробок и населенных пунктов

Но учитывая нынешнее состояние трассы М7, за возможность доехать до Владимира за полтора часа, до Нижнегородской области (Арзамас) за 4 и до Казани за 6.5 часов, без проблем и светофоров, можно и заплатить. Новая дорога, по мне, это замечательно. Лишь бы ее нормально построили, и она не развалилась вскорости. А тариф за проезд подобрали бы исходя из российских реалий, а не "лучшей европейской практики".

Теперь вам слово, уважаемые читатели. Что думаете насчет строящейся трассы М12? Будете ездить по ней, или предпочтете и дальше стоять в пробках на М7? Что вообще думаете про дорожное строительство в нашей стране?