В России деградировало не только образование. Ещё хуже обстоят дела в науке. Я не буду говорить о фундаментальной науке. Расскажу об отраслевой науке - лесопромышленного комплекса (ЛПК), в которой работал сам. Думаю, в науке других отраслей, картина аналогичная.
В Советский период в ЛПК функционировала система научных организаций, в которой работали центральные (всесоюзные) отраслевые научно-исследовательские и зональные институты, расположенные в регионах страны. Всего лесопромышленный комплекс обслуживали 30 научно-исследовательских институтов, представлявших весь спектр отраслей ЛПК.
С целью повышения профессионализма научных сотрудников и исключения дублирования научно-исследовательских работ, каждый институт имел специализацию в какой-то одной области исследований.
Финансирование научных исследований осуществлялось из государственного бюджета, что позволяло разрабатывать и осуществлять долгосрочные планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Такая организация НИОКР позволяла разрабатывать новейшие технологии, которые часто опережали мировой уровень, создавать конкурентоспособные машины и оборудование.
В Советский период лесозаготовительная промышленность работала исключительно на отечественном оборудовании. Иностранные образцы машин приобретались лишь для проведения сравнительных испытаний.
Лесопромышленный комплекс по эффективности занимал второе место в мире.
В постсоветский период наука ЛПК была передана в ведение Минпромторга России.
Выполнение научно-исследовательских работ стало проводиться на конкурсной основе. Из-за большой длительности проведения конкурсных процедур сроки выполнения научно-исследовательских работ составляли лишь 150–210 дней в году. Продолжение работ на следующий год, как правило, не практиковалось.
За столь короткий срок машины создать невозможно, поэтому на конкурс выдвигались, в основном, НИР. Выполненные работы Минпромторг складывал на полку. За 30 лет ни одна из них не была внедрена в производство.
Как показала практика, конкурсная система организации исследований в отраслевой науке оказалась полностью не пригодной. Однако она продолжала функционировать десятилетиями и никаких действий по её исправлению не предпринималось.
Финансирование науки всё время сокращалось и постепенно прекратилось совсем, что привело к её гибели. За 30 лет мощная наука ЛПК, включавшая 30 научно-исследовательских центральных и зональных институтов, была вырублена под корень.
После гибели науки прекратили существование и заводы лесного машиностроения, поскольку они не имели ни опыта, ни кадров для совершенствования выпускавшихся и создания новых машин.
В настоящее время ежегодные затраты на приобретение машин за рубежом составляют 28 млрд руб. Вклад лесного комплекса в ВВП страны сократился в 3,5 раза.
А что будет, если завтра на Россию наложат санкции на поставки лесных машин и оборудования?
Уничтожение отраслевой науки и машиностроения ЛПК нанесло стране колоссальный ущерб. Трудно сказать, во что обойдётся возрождение утраченного.
Следственному комитету следовало бы разобраться с состоянием дел в науке и добиться возвращения Советской системы организации отраслевой науки.
Уважаемые читатели, спасибо, что дочитали до конца. Буду рад прочесть ваше мнение в комментариях.
Не забудьте подписаться на канал.
С пожеланием здоровья и успехов, В.С. Суханов, д.т.н., Заслуженный работник лесной промышленности РФ