Найти тему
3,8K подписчиков

"Государство" Платона, вдохновитель фашизма или пособие по строительству идеальной страны

242 прочитали

Здравствуйте, дорогие Читатели и Подписчики!

Как и многие книги, понимание "Государства" древнегреческого философа Платона зависит от интерпретации. То, что это труд совершенно бессмертный и может быть актуален в любую эпоху, сомнений, как мне кажется, быть не должно. Но вот осмысление, напечатанных на страницах "Государства" букв, напрямую обуславливается нынешним положением вещей. В политике, в обществе, в государстве, во всём мире. Как же тогда подходить к прочтению Платона, если "положение вещей", особенно в политике, может меняться чуть ли не каждую минуту?

Хотя "Государство" Платона было написано в 360 году до нашей эры, идеи, заложенные в этой книге, совершенно актуальны и по сей день.
Хотя "Государство" Платона было написано в 360 году до нашей эры, идеи, заложенные в этой книге, совершенно актуальны и по сей день.

Меняется-то оно меняется, но кое-что остаётся неизменным: человеческий фактор. Он-то как раз и является главным во всей этой громоздкой государственной машине. На нём Платон и акцентирует внимание. Помимо всего прочего, древнегреческий философ анализирует различные государственные модели (включая пресловутую демократию, которую, кстати, просвещённый грек весьма недолюбливает, раз ставит её в один ряд с тиранией) и пытается найти наиболее оптимальное из них.

Если кратко, то Платон в своей книге, с помощью аналитики и эмпирического мышления, пытается построить "идеальное общество". А поэтому его "Государство", по своей сути, не что иное, как утопия. Первая в мире утопия. Именно после "Государства" пошли антиутопии, видимо, как реакция на изначально провальную цель - красота идеалов доводит до уродства рабства, т.к. идеалы недостижимы в принципе (Евгений Замятин создал первую антиутопию "Мы", в которой показал к чему приводят "идеалы"). Вот, например, несколько слов Платона о демократии:

"В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь?" (с) Платон

Идеалы может быть и недостижимы, но стоит ли к ним стремиться? Мне кажется, да. Но к каким идеалам? Вот в чём вопрос. "Государство" Платона стало одним из важнейших вдохновителей гитлеровского Третьего Рейха, который считался живым воплощением платоновских идеалов. К чему всё это привело, знает даже самый непросвещённый человек.

Если кровожадные нацисты вдохновлялись платоновской книгой, то зачем нам такая книга? Скажу честно, о том, что Платон лежал на самой ближайшей полочке у нацистов, я узнал многим позже после прочтения "Государства". И меня это несколько удивило, ведь критика Платона таких государственных строев, как демократия и тирания, показалась мне объективной, а попытка создать "счастливое" государство - весьма благородным замыслом. Как я уже говорил, всё зависит от интерпретации. Видимо у немецких национал-социалистов был "свой" взгляд на идеи Платона.

Вот ещё кое что о демократии:

"Демократический строй будет называть наглось просвещенностью, разнузданность — свободою, распутство — великолепием, бесстыдство — мужеством. Разве не именно так человек, воспитанный в границах необходимых вожделений, уже в юные годы переходит к развязному потаканию вожделениям, лишенным необходимости и бесполезным." (с) Платон

Основная идея Платона, после анализа монархии, тимократии, олигархии, демократии и тирании как основополагающих государственных строев, сводится к необходимости философам управлять государством, т.к. именно философы в состоянии принимать решения исходя из принципов справедливости в государстве, ибо торговцы - хотят торговать, войны - воевать и т.п. и пренебрегают справедливостью ради своих корыстных целей. Кроме того, по мнению Платона, каждый человек/гражданин в его государстве должен заниматься исключительно своим делом: торговец - торговать (а не заниматься политикой), артист - художественной деятельностью (а не наукой), исследователь - исследовать (а не торговать) и т.д.

Платоновское "Государство" во всей красе.
Платоновское "Государство" во всей красе.

Любые идеалы можно перевернуть и, в итоге, эти идеалы станут полной противоположностью тому, чем они были до попадания в определённые руки. Это явственно дал нам понять Ф. М. Достоевский в своих "Бесах": человеческий фактор наиболее важен, ибо идеалы в жизнь воплощают не пришельцы из голливудских фильмов, а живые люди. А люди могут быть разными. Хорошими или... очень-очень плохими.

Последняя цитата про демократию:

"Разве не великолепно в демократии милосердие в отношении некоторых осужденных? Или ты не видел, как при таком государственном строе люди, приговоренные к смерти или к изгнанию, тем не менее остаются и продолжают вращаться в обществе; словно никому до него нет дела и никто его не замечает, разгуливает такой человек прямо как полубог." (с) Платон

Уважаемые Читатели и Подписчики, спасибо за прочтение моей статьи. Рекомендую всем самим прочитать Платона и сделать свои выводы.

#философия #литература #цитаты великих людей