В одной из прошлых публикаций мы уже обсуждали женскую и детскую моду Османского дворца. Однако, информации о том, как одевались сами султаны оказалось значительно больше. Поэтому я решила посвятить мужской моде отдельную статью.
Начну с интересной истории из жизни шахзаде Сулеймана.
Как-то раз он навестил своего отца султана Селима Явуза. Правящий султан был славным воином, поэтому роскошь дворцов и нарядов его не интересовала.
К слову, в отличие от своих предков и потомков, Селим I всю жизнь пользовался личной деревянной тарелкой, пренебрегая дорогим серебром. Но, это так... Штрих к портрету.
Итак, когда султан увидел своего шахзаде в ярком кафтане, расшитом золотом, он воскликнул: "Сын мой! Ты оставил мать без одежды?"
МОДА ЭПОХИ СУЛЕЙМАНА ВЕЛИКОЛЕПНОГО
В отличие от своего отца, султан Сулейман очень любил красивые наряды, до поздней старости отдавая предпочтение ярким тканям с цветочным и геометрическим орнаментом. Его кафтаны были расшиты золотыми и серебряными нитями, а также декорированы мехами, привезенными ко двору из Московии
Сохранился подлинник записей ученого Кутбеддина аль-Мекки, который рассказывал, что повстречал повелителя (Сулейману в тот момент было 64 года) в ярком зелёном кафтане.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ СУЛТАНА СУЛЕЙМАНА
Нужно отметить, что головных уборов у повелителя было великое множество.
- Для охоты и военных кампаний использовались кожаные шапки на меху. В турецком языке их называют Börk.
- В повседневной жизни использовался тюрбан. Падишаха и его визирей можно было увидеть за версту, так как их тюрбаны были самыми яркими.
Напомню, красители в XVI в. были дорогими, поэтому позволить себе яркие ткани могли только очень богатые люди.
- Шапка (тюрбан) для торжественных случаев и заседаний Дивана, имеющая название Юсуфе, была модернизирована самим султаном. Впервые подобные головные уборы использовались султаном Селимом Явузом и назывались они Селиме. Султан Сулейман велел шить тюрбаны четко очерченной формы с расширением верхней части.
Юсуфе украшались декоративными элементами - эгретами.
Эгреты представляли собой длинную иглу, украшенную камнями и великолепными перьями. Количество перьев регламентировано. Их должно было быть не более трёх, но никто в империи не имел права носить эгрет с тремя перьями, за исключением султана.
Интересный факт: Если в эгрете повелителя было только два пера, это означало, что третье перо падишах вручил великому визирю во время самостоятельного военного похода
ПОТОМКИ ВЕЛИКОГО СУЛТАНА - ИЗВЕСТНЫЕ МОДНИКИ
Первым модником после Сулеймана Великолепного стал его сын Султан Селим II. Падишах обладал изысканным вкусом. Его кафтаны были роскошнее тех, что носил Султан Сулейман. Золото, драгоценные пуговицы, невероятные для тех времён цвета (алый, жёлтый, бирюзовый) все это стало визитной карточкой султана
В XVIIв. традиции османского мужского платья продолжил султан Ахмед, предпочитавший красные кафтаны с цветочным орнаментом.
Следующим выдающимся модником стал султан Мурад IV. Он смело сочетал яркие, кричащие оттенки и фактуры тканей.
В военный поход на Багдад, длившийся около полутора лет, султан взял с собой 120 кафтанов разной длины на все сезоны. Предметов нижнего белья тоже было немало - не менее 110. Все эти данные бережно сохранили учётные записи тех далёких лет.
Как я уже говорила, мода Османского двора отличалась постоянством. Основные идеи и фасоны платья сохранили до конца XVIIIв.
Платья ушедших султанов не перешивали и не передавали по наследству. Весь гардероб усопшего размещали в дворцовом хранилище. Каждый новый султан, желая подчеркнуть свою индивидуальность, на свой новенький тюрбан Юсуфе заказывал уникальный эгрет.