Если вы читали классику и запомнили образы, сюжет, атмосферу, можете ли вы создать нечто свое по мотивам прочитанного? Сложно, конечно.
Сложно даже не потому, что вы все-таки не классик – еще не стали – а по причине уходящей натуры.
Уходящая натура – это и есть воспоминание.
Ваши друзья, читавшие вместе и обсуждавшие некогда бестселлер, уже ушли. Да и сам автор произведения. Ушла эпоха, ценности, подробности быта и оттенки юмора. Темы пришли другие. Новые форматы. Попробуй почитай хотя бы рассказы, не говоря о более крупных формах, авторов 19-20 веков с телефона.
В критике есть определение термина reminiscentia как «воспоминание». И это то же самое, что аллюзия и ретроспекция рефлексирующего сознания.
Получается, что этот литературный прием является неявной цитатой. Интересен вот какой пунктик.
Словарь говорит, что «способ реминисцирования всегда носит интеллектуальный и творческий характер, этим он отличается от обыкновенного копирования, компиляции или, тем более, плагиата».
Получается, что не каждый автор способен на реминисценцию! Нужен культурный бэкграунд, авторская смелость и способность к творческой переработке.
Кто-то из культурологов уже давно заметил, что вся культура – это сплошные воспоминания, ремейки, если хотите.
Это и сюжеты древних наскальных изображений, и тотемы, гербы, товарные знаки и так далее.
Реминисцентную природу имеют художественные образы, фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы и стилистические приёмы.
Так говорят литературоведы. А что же авторы?
Я как блогер считаю, что все зависит не только от твоего собственного бэкграунда, но и от мотивации, вернее, стимулов к созданию текстов.
ЧЕГО ХОЧЕТ АВТОР?
Хорошо, конечно, если бы автору платили за его статьи, всякие креативы. Ведь процесс написания становится настолько навязчивым, что бедный трудяга, получая «кликуху» - графоман – обретает еще диагноз. Вроде бы как он, не являясь профи, не зарабатывая денег, занимается чем-то сугубо психическим. И вообще дурка по нему плачет.
Но ведь если человек просто любит литературу и хочет писать, пусть и бесконечно Р Е М И Н И С Ц Е Н Ц И И Р У Я, что же тут патологического? Напротив, человек получил образование, книжки читал, жизнь вон какую сумасшедшую с ее переменами ОСИЛИЛ, разве он не имеет права голоса?
Как правило, автор не столько хочет «бабла сорвать», сколько просто заявить о себе. Он есть! И он так думает. Он любит литературу, он с чувством выхода. Он хочет, чтобы его услышали. Он готов к общению со всем миром. Что же тут такого из области психиатрии?
А психи наступают тогда, когда новое поколение, не читавшее той бумажной литературы, на которой выросли отцы, заявляет о своем расизме. Это, безусловно, возрастной расизм, проблема отцов и детей.
Дети говорят: «Мы сами с усами. У нас новые формы и новое содержание». Отцов и матерей, к счастью, пока больше. И они обладают еще не потравленным геном литературы. Они еще читали классиков, они, опираясь на них, пытаются донести до следующих поколений вековую правду.
Самые талантливые из них могут облечь воспоминание в художественную форму на основе этой самой реминисценции.
Самое смешное, что в основном невежественная мОлодежь, читая креативы своих родителей, цепляется за образы и мысли, переданные предками. Только эта самоуверенная молодежь тут же присваивает себе то, что было создано тысячу лет назад. И это правильно! Долой авторитеты. Да здравствует «Я» и моя реальность в данный миг!
Чего же удивляться торжеству индивидуализма? Если бы пандемии не было, ее следовало бы выдумать. Ведь интроверты так легализовались. Ушли в свой мир на законных основаниях.
Вечная им память, а нам все же РЕМИНИСЦЕНЦИИ!