Один из самых интересных разделов школьной биологии - генетика. Можно вдоволь порассуждать, кто родится от чёрноокого кучерявого папы и голубоглазой длинноволосой блондинки. И что получится, если перекрёстно опылить один сорт цветов другим.
Вот эту самую сетку нас учили рисовать всякий раз, когда надо выяснить все возможные вероятности скрещивания особей с доминантными и рецессивными генами. Как вы помните , это - РЕШЁТКА ПЕННЕТА. На одном интересном сайте написано, что она представляет собой "графическую запись для определения сочетаемости аллелей из родительских генотипов. Вдоль одной стороны квадрата расположены женские гаметы, вдоль другой - мужские. Это позволяет легче и нагляднее представить генотипы, получаемые при скрещивании родительских гамет". Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/Решётка_Пеннета
Правда, в рамках школьной программы мы изучали только два варианта из множества возможных - моногибридное скрещивание (по одной паре доминантных и рецессивных признаков) и дигибридное скрещивание (по двум парам).
В итоге ученики получали хотя бы общее представление о том, почему в семье, где у папы и мамы рыжие волосы, может родиться ребёнок с чёрными волосами. И почему сосед-брюнет может быть совершенно к этому не причастен.
Британского биолога Реджинальда Кренделла Паннета, которого у нас почему-то называют Пеннетом (20 июня 1875 - 3 января 1967), по праву считают одним из основоположником генетики. Как и его коллегу - Уильяма Бэйтсона (8 августа 1861 - 8 февраля 1926), с которым они вместе и придумали упомянутую выше решётку. Правда, в эпониме осталась только одна фамилия, но это нормально, обычно так и бывает. Зато Бэйтсон придумал само слово "генетика", хотя об этом мало кто знает.
Обучаясь в кембриджском колледже Гонвиля и Кайуса, Пеннет сначала заинтересовался медициной, потом переключился на зоологию, в результате чего стал преподавать анатомию животных в Кембриджском университете. Именно на занятиях он и начал демонстрировать студентам переоткрытое им явление сцепленного наследования различных признаков. И для наглядности придумал способ, как лучше донести до учащихся эту тему.
Получилась решётка - в лучшем смысле этого слова.
P.S. Если при моногибридном скрещивании мы имеем всего 4 сочетания признаков, а при дигибридном - уже 16, то при тригибридном их будет 64, а при тетрагибридном... В общем, с РЕШЁТКОЙ ПЕННЕТА будет уже не совсем удобно работать. Поэтому после три- сразу идёт полигибридное скрещивание.