Найти в Дзене
Читаем Библию

Псалом 130

ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ  1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. 2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. 3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек. Песнь двенадцатой ступени - краткий Псалом о великом смирении перед Богом. Чем выше ступень, на которую поднимается человек, идущий навстречу своему Создателю, тем меньше его заботят дела мирские. Душа трепещет, приближаясь к Непознаваемому. Сделать следующий шаг навстречу Всевышнему может только смиренный человек. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6); (1Пет.5:5). «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои» (1).  «Сердце» и «очи». «От избытка сердца говорят уста» (Лк 6:45), - сказал Спаситель. Но и взор выдаёт потаённое в сердце. Гордость рождается в глубине сердца, побуждая человека, в подражание «деннице, сыну зари», (Ис.14:12), ста
Царь и пророк Давид. Икона. ХVIIв.
Царь и пророк Давид. Икона. ХVIIв.

ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ 

1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.

2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.

3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.

Песнь двенадцатой ступени - краткий Псалом о великом смирении перед Богом.

Чем выше ступень, на которую поднимается человек, идущий навстречу своему Создателю, тем меньше его заботят дела мирские. Душа трепещет, приближаясь к Непознаваемому. Сделать следующий шаг навстречу Всевышнему может только смиренный человек. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6); (1Пет.5:5).

«Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои» (1). 

«Сердце» и «очи». «От избытка сердца говорят уста» (Лк 6:45), - сказал Спаситель. Но и взор выдаёт потаённое в сердце. Гордость рождается в глубине сердца, побуждая человека, в подражание «деннице, сыну зари», (Ис.14:12), ставшему «мироправителей тьмы века сего», (Еф.6:12), надменно взирать на мир Божий и самого Создателя. Забывает гордый человек, что и сам является частью этого мира, творением Божиим.

Автором Псалма 130-го считается царь Давид. Этому нет прямых доказательств, но кому, как не помазаннику Божьему и пророку дано было приблизиться к «недосягаемому»? Перейти черту Давид не посмел: «...и я не входил в великое и для меня недосягаемое» (1).

«Страх Господень ведет к жизни» (Прит.19:23).

«Велик Господь наш, и велика крепость Его, и разум Его неизмерим» (Пс.146:5)

Говоря о «великом дерзновении» - праве «преступать к престолу благодати», обретенном «через Христа», святой апостол Павел вспоминает пророка Моисея,  который после встречи с Богом, «полагал покрывало на лицо своё», чтобы отблеск Славы Господней не ослепил «сынов Израилевых» (2Кор.3,Евр,4). 

«Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери?» (2)

В Православной Псалтири: «Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою».

В переводе П.А.Юнгерова: «Если я не смиренномудрствовал, но возносился душою моею (к Тебе), как вскормленное дитя к матери своей, то так и воздай душе моей». 

При всем различии прочтений первоисточника, неизменной остается возвышенная метафора Псалмопевца, сравнивающего душу с младенцем, интуитивно стремящемся прильнуть к груди матери. В этом стремлении - залог жизни. 

«...Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей» (Пс.21:10)

«Боже! ..Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя...» (Пс.62:2)

«...душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди» (2).

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя стих 2-й 130-го Псалма, вспоминает слова Спасителя. «То же и Христос заповедал ученикам: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Я приобрел, говорит, такое смирение, какое у грудного дитяти; как оно держится за мать, бывает смиренно, чуждо всякой надменности, просто и кротко, таким и я был в отношении к Богу, держась Его постоянно». (Беседы на Псалмы. Б. 40).

«Смиренных возвышает Господь» (Пс.146:6); «...прославляет смиренных спасением» (Пс.149:4).

«Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек» (3).

На первый взгляд кажется, что 3-й стих мало согласуется с первыми двумя. Некоторые толкователи предполагают, что последний стих - позднейшее включение. Но Давид, помазанник Божий и пророк, не раз в своих сугубо личных молитвах к Всевышнему ратовал за народ Божий. В ст.3 - кредо властителя, не требующего для себя безусловной власти. Царь в Израиле может быть только один - Бог.

Подобным чаянием автора заканчивался и предыдущий, 129-й Псалом: «Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс.129:7,8).

Псалом 129, как и Псалом 130 - это больше о душевной чистоте, чем о земном благополучии: «Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс.129:8)

Псалом 130 заканчивается словами: «отныне и вовек» (3), - провозглашая непоколебимую веру в Сущего, открывшего Себя людям: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14); «...живу Я вовек» (Втор.32:40); «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8).

«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1Тим.1:17).