Найти тему
Пограничный контроль

Как психические защиты делают человека агрессором и вынуждают причинять зло другим

Ни один агрессор не думает о себе, как об агрессоре. Ни один злодей, кроме самых тяжелых случаев психопатологии, не считает себя злодеем.

И если спросить агрессора – «Что ты делаешь? Почему ты причиняешь мне зло?» - он, скорее всего, страшно удивится. Возмутится. Начнет убеждать, что совершенно ничего плохого не делал. Или, если делал, то у него было для этого масса причин, поводов и оправданий. И вообще – это вы на него напали, а он просто защищался!

И, в большинстве случаев, он говорит правду – он действительно так думает. Это вам кажется, что его нападение на вас было внезапным и жестоким. А он считает, что это вы на него напали первым, а он, просто защищаясь, напал на вас в ответ. «Лучшая защита – это нападение». Он просто спасал себя от вашего непростительного поведения.

От того, что вы образованнее, красивее или моложе его. От того, что какие-то вещи вам явно даются легче и проще, чем ему. От того, что он считал вас несчастным и жалел, а вы внезапно выправились и довольно сносно себя чувствуете. От того, что вы нравитесь противоположному полу, а он – нет.

Много что может быть воспринято им, как нападение с вашей стороны. Вещи, которые вам кажутся совершенно естественными и уж точно абсолютно безобидными, его возмущают и ужасают.

Почему? Потому что именно так работают психические защиты.

Придумал этот термин, как известно, еще старина Фрейд, и с тех пор механизм защит уже довольно хорошо изучен в психологии. Вырабатываться и закрепляться эти защиты могут с раннего детства – как реакция на стресс, на какую-либо депривацию. Проще говоря, если человека с детства лишали чего-то важного или сильно обижали.

Картина Джимми Лоулора
Картина Джимми Лоулора

Формируя психическую защиту, человек старается избавить себя от внутреннего конфликта, напряжения, которое в нем вызывают те или иные ситуации. Например. Мама не любит, кричит, ругается по поводу и без – ребенок убеждает себя, что это нормально для мамы, что все мамы так себя и должны вести. Когда такой ребенок вырастет, познакомится с вами и узнает, что ваша мама вела себя совсем не так, это может его возмутить.

Да как вы смеете убеждать его, что любящая мать стремится растить детей в максимально психологически комфортных условиях? Нет, любящая мать должна ругаться и кричать – ведь именно так вела себя его мать, а вы что, хотите сказать, что она его не любила? Ну до чего же вы отвратительный тип, мерзавец и негодяй, нужно вам как-то за это отплатить.

И он отплачивает, оставляя вас в полном недоумении гадать, что же вызвало в нем эту вспышку ненависти абсолютно (для вас) на ровном месте.

Природа большей части причиняемого нам зла (я, опять же подчеркну, не беру в расчет патологию) – именно психические защиты. Когда говорят, что «обижают только обиженные», в этом заключается лишь половина правды. Обижают те обиженные, которые себя обиженными не считают, а чтобы иметь основания не считать, придумывают себе многоуровневые конструкции оправдания происходящего с ними. Это помогает жить, и жить вполне неплохо. Правда, до поры, до времени – пока кто-то со стороны не покажет им, насколько тяжелой, на самом деле, была та обида.

И зверь вырвется из клетки.