Найти тему
Анатолий Салуцкий

В Пентагоне.

Однажды я писал, как во время визита Клинтона в Москву в 1996г, перед нашими президентскими выборами у меня дома прошла "тайная вечеря" - встреча между двумя ведущими советниками Клинтона и двумя советниками Зюганова - Юрием Дмитриевичем Маслюковым и Юлием Квицинским. Маслюков когда-то был членом ПБ, а потом замом премьера Примакова, а Квицинский - известный дипломат. Организовал эту встречу тогдашний сотрудник посольства США в Москве Томас Грэхэм. Томас - фигура очень интересная, он опубликовал в "Независимой газете" громкую статью, а когда уезжал из Москвы, устроил проводы по адресу "Красная площадь, дом 1" - в парадном вестибюле Исторического музея. У меня до сих пор хранится приглашение с этим адресом. И были на тех проводах, как говорится, все - от Марата Гельмана до Александра Проханова. А перед приездом Клинтона позвонил мне: надо встретиться. Ну, встретились - он и говорит: как бы устроить вот такую встречу? Но чтобы никто не знал, а главное, чтобы ФСБ не пронюхало. Смысл был в политической секретности, амеры не хотели, чтобы информация о такой встрече попала в СМИ во время визита Клинтона.

Я пришёл к заму Зюганова Валентину Купцову, которого хорошо знал, всё объяснил. Он посоветовался с Зюгановым, который после Конституционного процесса по делу КПСС мне тоже доверял, и под покровом вечерних сумерек я встретил на Сивцев Вражке Маслюкова и Квицинского. А Томас привёл своих. Сидели почти три часа, моя казачка Люська только успевала жарить свои фирменные гренки с сыром - к чаю.

Дальше судьба Грэхэма сложилась интересно. Он был советником Буша в Белом Доме, потом (по сей день) ближайшим советником Киссинджера, а с приходом Трампа даже котировался в качестве посла в Москве, об этом много писали, кстати, я тоже. С Томасом мы встречались в Вашингтоне, в знаменитом рыбном ресторане, где обедают высшие чиновники, а в Нью-Йорке - в простенькой забегаловке где-то на 35 улице. Но, конечно, не забыть, как он пригласил меня посетить Пентагон. Я согласился - интересно, а опасаться нечего: со спецслужбами не связан, носителем гостайны не являюсь. А Томас, между прочим, не скрывал, что носит погоны. Ну, приехали в Пентагон - удивительное здание. Коридор по всему пятиграннику и на каждом этаже такой широкий, что свободно может проехать грузовик, и шастающих людей полно, словно на улице. Спустились в подземный этаж, где кабинеты без окон. Томас объясняет: мы идём в политический департамент. Тут я, конечно, сообразил, что политический департамент Пентагона - это разведывательная структура, к которой Томас имеет отношение. И привёл он меня к замначаль ника департамента Эрику Эдельману - до сих пор визиточку храню - фигура известная, несколько лет назад мелькнул на слушаниях в Конгрессе. А у него в кабинете шесть человек, представившихся экспертами, и все прекрасно говорят по-русски. Беседовали два с половиной часа, и я понял, что они ежедневно читают основные русские газеты, вопросы были и по отдельным публикациям. А я никакого языка, кроме русского, не знаю, но они поверить в это, видимо, не могли. Чувствую по взглядам, что несколько раз какими-то репликами по-английски, возможно, полуоскорбительными, пытались проверить, действительно ли я не знаю английского. Но мне тоже было интересно общаться с ними, по ходу разговора я понял, что представляю для них особый интерес как представитель консервативной мысли, а с российскими либералами они общаются очень много. Вот на этом я их поймал чётко, проговорились. Хотя сами они, конечно, не поняли, что прокололись.

Потом Томас повёл меня в метро, станция внутри пятигранника, но я , тупица, отказался, говорю, как привёз, так и увози. До сих пор себя корю, было бы интересно на той станции метро побывать, она же наверняка закрытая.