По данным казачьего отдела ВЦИК, составленным в конце 1919 года, 20% от общего числа казаков приняли в гражданской войне сторону красных, 80% – белых. На самом деле, больше всего казаки, вернувшиеся с фронта, хотели жить по своим станицам и хуторам, и чтобы их никто не трогал – ни красные, ни белые. Но казакам быть нейтралами никто не позволил – так их и втянули в гражданскую войну.
В семье Дмитрия Ивановича Каширина, который на протяжении 28 лет был атаманом Верхнеуральской станицы Оренбургского казачьего войска, этот показатель был 100% : все четыре его сына приняли сторону красных, и туда-сюда ни разу не перебегали. Все стали красноармейцами, а затем и командирами РККА и ВЧК.
Старший брат Каширин – красный казак и военачальник РККА
Командарм Николай Дмитриевич Каширин был самым старшим из братьев, 1888 года рождения. С июня 1931-го по июль 1937 года он был командующим войсками Северо-Кавказского военного округа. С 1934 года – членом Военного совета при Народном комиссаре обороны СССР. В июле 1937 года был назначен начальником Управления боевой подготовки РККА.
При введении персональных военных званий в 1935 году Николаю Дмитриевичу Каширину было присвоено звание командарма 2-го ранга.
В июне 1937 года входил в состав Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, которое отправило на расстрел маршала Михаила Тухачевского и всё его окружение.
Всего через пару месяцев после этого пришёл и его черёд стать «контрреволюционером и заговорщиком». 19 августа 1937 года командарма арестовали, инкриминировали ему участие в «контрреволюционной террористической организации в рядах РККА». По версии следствия, эта организация держала связь с троцкистами за рубежом и действовала по их указке.
Братья-«заговорщики»
Второй брат, Иван Дмитриевич Каширин (на два года младше Николая) после того, как отгремели битвы гражданской войны, служил в ВЧК-ОГПУ. В 20-х / начале 30-х участвовал в жестоких репрессиях против крестьян, поднявших антисоветские восстания. В 1931-м стал начальником Управления рабоче-крестьянской милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР.
Был арестован 21 июня 1937 года, в гостинице города Вологды, куда прибыл в служебную командировку, и 20 сентября 1937 года – расстрелян за участие в «казачьей контрреволюционной подпольной организации», созданной «в 1931 году по заданию Бухарина, Рыкова и Томского»(по версии следствия)
Третий брат, Пётр (1892 года рождения) после гражданской войны стал партийным чиновником: в 1926-1931 гг. занимал пост председателя Оренбургского губисполкома, затем в 1931-1933 гг. был председателем исполкома Оренбургского горсовета. На момент ареста – работал управляющим областного банка в Оренбурге. Там его и взяли, 6 июня 1937 года, там же 4 февраля 1938 года и расстреляли – вместе с 60-ю другими оренбуржцами, объявленными участниками «казачьей контрреволюционной организации».
По версии следствия, антисоветское казачье подполье вступило в связи с белоэмигрантами в Харбине и получало деньги от японцев. Этот вывод был сделан из того, что навестить Родину тайком приезжали некоторые казаки-эмигранты:
«приезжал офицер ОКВ Арапов, по чужому паспорту и под другой фамилией. В 1934 году приезжал есаул Кориков А.П., в 1935 году – подъесаул Василий Кудинов, из японской Квантунской армии, где они состоят на службе».
Всех троих Кашириных при Хрущёве реабилитировали. Дела их были признаны сфабрикованными по ложным доносам: никакого антисоветского подполья не существовало – ни казачьего в Оренбурге, ни армейского в Москве. Их жёны тоже были реабилитированы (после расстрела мужей они пошли в лагеря, а дети – в детдома).
Последний из Кашириных
Не попал под каток репрессий только самый младший брат, Алексей (1897 года рождения). Он тоже воевал в гражданскую на стороне красных, вместе с братьями. После войны работал партийным чиновником в Челябинске, Троицке, Оренбурге. С 1931 года служил «при старшем брате» – в финотделе штаба Северо-Кавказского военного округа, после его ареста вернулся на Урал.
В 1941 году был мобилизован в армию, воевал на фронтах Великой Отечественной. В 1943-м попал в плен к немцам и был расстрелян ими при попытке бегства из временного полевого концлагеря военнопленных.
Так окончилась история казачьей семьи, представители которой изначально выбрали сторону красных, пережили гражданскую войну, но не пережили эпоху репрессий.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube. Пишите своё мнение!
А как Вы считаете, имели ли отношение Каширины к антисоветскому подполью?