Найти тему
Окно в Россию

Как буера — яхты на коньках — спасали блокадный Ленинград

Оглавление

Лодки под парусом, скользящие по льду Ладожского озера, не только действовали как разведчики, но также доставляли продовольствие в осажденный город и вывозили из него голодающих.

БОРИС ЕГОРОВ

Сергей Лоскутов/ТАСС
Сергей Лоскутов/ТАСС

8 сентября 1941 года войска группы армий «Север» взяли город Шлиссельбург, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Ленинграда по суше. В ловушке оказалось около полумиллиона советских войск, почти все военно-морские силы Балтийского флота и до трех миллионов гражданского населения.

Единственный путь, который связывал теперь второй по важности город Советского Союза с «большой землей», проходил по Ладожскому озеру. Именно по этой «Дороге жизни», постоянно находившейся под обстрелом противника, летом в Ленинград пробивались корабли с провиантом, а зимой караваны грузовиков.

Архивное фото
Архивное фото

На льду Ладожского озера можно было увидеть тогда не только автомобили. С впечатляющей скоростью здесь летали «белокрылые разведчики» — советские буера, внесшие свой особый вклад в дело обороны Ленинграда.

Маленькие помощники

Два буерных отряда были сформированы осенью 1941 года на базе городского яхт-клуба «Труд» из опытных спортсменов и молодых моряков, знакомых с парусом. В ноябре на боевое дежурство вышли почти тридцать буеров, в состав экипажей которых входили рулевые и пулеметные расчеты.

Развивавшие при попутном ветре скорость до 80 км/час буера доставляли в город небольшие партии грузов и эвакуировали оттуда обессиленных от голода жителей. «Перейдя на буере через Ладогу за каких-нибудь 20-25 минут, люди не верили этому, просили не покидать их и идти дальше, сомневаясь в том, что они уже на “большой земле”. Многие женщины плакали, убежденные в том, что их хотят оставить на льду, а через десять минут, оказавшись в теплой избе, обнимали и горячо благодарили наших буеристов», — вспоминал адмирал Юрий Пантелеев.

Архивное фото
Архивное фото

Советские буера вели пристальное наблюдение за «Дорогой жизни», выискивая вышедшие на лед отряды противника. Они также доставляли на другой берег срочные донесения, занимались охраной гужевых обозов и сопровождением караванов грузовиков.

Если на лед Ладожского озера необходимо было доставить горючее для автомобилей или наоборот срочно вывезти в город продовольствие с потерпевшего аварию автотранспорта, буера были незаменимы.

Особую опасность для грузовиков представляли образовавшиеся от взрывов полыньи. Затянувшиеся корочкой льда и чуть запорошенные снегом, они были совершенно не заметны, тем более в ночное время, когда в основном и двигались опасавшиеся налетов вражеской авиации автомобильные колонны.

Архивное фото
Архивное фото

Несущиеся впереди грузовиков буера тщательно исследовали маршрут. Они обнаруживали полыньи, нередко проваливаясь в них сами и предупреждали водителей о поджидающей их опасности.

Не всегда буер можно было легко вытащить из полыньи. Порой приходилось разбирать его прямо в воде, отдельно по частям вытаскивать на крепкий лед и вновь собирать. И все это моряки делали в насквозь промокшей одежде на пронизывающем ветру при температуре в минус 20 градусов.

Маленькие помощники Красной Армии были быстрее грузовиков и обозных лошадей. Им не требовалось ни горючее, ни фураж, ни отдых. Однако и у них возможности для использования были весьма ограничены. Как только поверхность Ладожского озера покрывал глубокий слой снега, буеристам приходилось убирать свои белокрылые лодки и доставать лыжи.

Читайте также: Голоса блокады: жизнь в Ленинграде глазами осажденных жителей