Российско-норвежская граница — первая в Европе закреплённая договором и ныне существующая, ни разу не нарушенная войнами. Российско-норвежские отношения берут начало в XIII веке.
Первый договор о двусторонних отношениях между Новгородским государством и Норвегией был заключён в 1251-м году, а в 1326-м договором была закреплена реально сложившаяся сухопутная граница. Эта граница стала первой в Европе договорно закреплённой, длина её 219 км, из них 23 км по морю.
Уникальность норвежской позиции в Арктике состоит в том, что исторически она тесно взаимодействует с Россией в этой зоне, но при этом имеет близкие отношения с НАТО и США.
Обычно такая позиция заключалась в преодолении разногласий между Россией и Западом, но в последние полвека Норвегия избрала путь выдавливания России с «общего» острова и одноимённого архипелага Шпицберген.
У Москвы и Осло - необходимость в отношениях на основе:
- взаимодействия в сфере рыбной ловли;
- торговли;
- добычи ископаемых и т.д.
На сегодняшний день, у Норвегии есть разногласия с Россией, Исландией, Испанией и некоторыми другими государствами, и все они связаны с односторонними решениями по поводу Шпицбергена.
Королевство Норвегия, ужесточая требования норвежского законодательства по использованию особой зоны вокруг архипелага Шпицберген, нарушает Договор по Шпицбергену от 1920 г.
Именно этот договор определил права Норвегии на остров, но с оговорками на право пользования и освоения всеми участниками Парижской конференции 1920-го года. Советская Россия тогда не была приглашена по ряду причин, и одной из них являлось не признание советской республики мировым сообществом на то время.
Однако России было также определено равноправное пользование недрами и территорией острова. До заключения Договора 1920-го года права Норвегии на территории архипелага выглядели совсем не очевидными, да и Королевство было далеко не ведущей державой в регионе.
Существует множество гипотез, кто первым открыл эти земли, кто основал первое поселение. У России есть убедительные основания для правовых притязаний на Шпицберген.
Поморы с незапамятных времён (XVI в., то есть ещё до открытия архипелага В. Баренцем) участвовали в освоении архипелага и имели там постоянные посёлки. Но во времена Крымской войны в 1855 году, англо-французская эскадра полностью разорила и уничтожила поморские селения.
Но Россия отказалась от своих претензий на архипелаг, сделав выбор в пользу многостороннего режима.
После включения Шпицбергена (так называет его весь мир, в переводе с голландского «островерхие горные вершины») в состав королевства, Норвегия взяла курс на усиление своего влияния на Свальбарде (норвежское название острова «Прохладный край») и постепенное ограничение прав других подписантов Парижского Договора 1920-го года.
Главным инструментом политики норвежских властей стало распространение на Шпицберген действия национального континентального законодательства.
Все попытки Осло к установлению абсолютной национальной юрисдикции над архипелагом Шпицберген и прилежащей 200-мильной акваторией происходят с молчаливого попустительства мирового сообщества.
Хотя недовольные есть и их не мало, ни одно государство-участник Парижского договора не инициирует судебное вмешательство в рамках Международного суда ООН. Привлечь Норвегию к диалогу не удаётся, поскольку публичное обсуждение международно-правовых оснований норвежской позиции вскроет её юридическую несостоятельность.
США и НАТО используют конфликтную ситуацию в Арктике, как попытку развязывания очередной «холодной войны». Зарубежные эксперты в СМИ неоднократно описывали Арктику как новый Дикий Запад или ледяной театр военных действий, где страны будут сражаться в новой холодной войне.
Выступление госсекретаря США Майкла Помпео в Арктическом совете в 2019 г., обозначило позицию США таким образом: Арктика — «очаг глобальной конкуренции», арена для гонки, при этом некоторые страны, такие как Россия, имели в этой гонке фору и ведут агрессивную политику (Россия и Китай).
Увеличения напряжённости в Арктике ведётся планомерно:
- создаются военные базы НАТО на территории Шпицбергена и Северной Норвегии;
- активизируется присутствие военного флота в нейтральных водах Северного Ледовитого океана;
- обостряются противоречия по делимитации границ континентального шельфа;
- войска НАТО продолжают готовиться к конфликтам в условиях холодной погоды. Так в октябре 2018 г. НАТО провела в Норвегии крупнейшие учения после окончания холодной войны. Операция предполагала сценарий вторжения в северную Норвегию и коллективную оборону.
Тем не менее, не смотря на разногласия в территориальных вопросах, арктические государства сходятся во мнении, что данный региональный конфликт должен решаться правовыми способами и в рамках действующей Конвенции по международному праву 1982 г., без привлечения неарктических игроков.
Только вот Королевство Норвегия необоснованно и неправомерно расширив свои права в районе действия Договора 1920 года, в 1977 году в одностороннем порядке установила 200-мильную зону охраны рыболовства вокруг Шпицбергена.
Это решение прямо противоречит принципу «свободного доступа» участников договора для занятия экономической деятельностью в районе архипелага.
РФ не признаёт «рыбоохранную зону», но упомянутое решение регулярно используется в качестве основания для задержания норвежской Береговой охраной российских рыболовных судов, с последующим применением к ним обременительных штрафных санкций.
Значимость Шпицбергена просто неоспорима:
- архипелаг с прилегающими к нему морскими пространствами — ворота в Арктику;
- в районе архипелага проходят важные морские транспортные магистрали, пролегают кросс-полярные воздушные коридоры;
- в прилегающих к Шпицбергену акваториях осуществляется активный промысел морских биоресурсов;
- на архипелаге и его континентальном шельфе разведаны и потенциально могут залегать перспективные месторождения множества ископаемых;
- расположение Шпицбергена обеспечивает уникальные условия для проведения высокоширотных научно-практических исследований в области океанографии, исследований атмосферы, геофизики, геологии, археологии, гляциологии, гидрологии, палеографии, биологии;
- Шпицберген — перспективная площадка для формирования одного из опорных пунктов современной научно-исследовательской базы в Арктике.
Ввиду транспортной доступности и уникальных природных условий архипелаг стал туристическим объектом мирового значения. На сегодняшний день участниками Парижского договора являются 46 государств, но хозяйственную деятельность на Шпицбергене осуществляют лишь Норвегия и Россия.
Единственным российским хозяйствующим субъектом на архипелаге, является ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь».
Норвегия ведёт планомерный процесс создания новых природоохранных зон. Шаги по ужесточению законодательства в сфере экологии в перспективе затронут и участки, на которых осуществляет свою деятельность «Арктикуголь».
Наиболее острой проблемой российского присутствия на Шпицбергене сегодня является ограничение использования вертолёта трестом «Арктикуголь». Норвегией искусственно создана транспортная монополия на архипелаге, что также грубо нарушает положения Договора 1920 года.
А ведь в условиях роста туристического потока в российские посёлки и развития науки расширенная эксплуатация российского вертолёта просто жизненно необходима.
Серьёзный раздражитель в российско-норвежских отношениях — принятые Норвегией в сентябре 2016 года дискриминационные правила депортации с архипелага лиц, в отношении которых приняты «международные ограничительные меры (санкции), к которым присоединилась Норвегия».
А ведь односторонние санкции ЕС не получили одобрения Совета Безопасности ООН, а значит, не могут служить основанием для применения в отношении граждан стран-участников Договора о Шпицбергене 1920-го года.
Есть и финансовые претензии к норвежским властям — непрозрачное распределение взимаемых на Шпицбергене налогов и сборов. Согласно Договору 1920-го года они должны быть употреблены исключительно на нужды самого архипелага.
Парижский Договор о Шпицбергене предусматривает, что архипелаг не должен использоваться «для целей войны», но как уже писалось выше, Норвегии это не важно.
У России богатый и результативный опыт освоения удалённых и сложных территорий, и Москва не намерена сворачивать своё присутствие на Шпицбергене. В долгосрочной перспективе незамерзающий порт Баренцбург будет использоваться как база для обслуживания СевМорПути.
Сегодня развитию Баренцбурга мешает отсутствие дороги в Норвежском административном центре Лонгйир, скорее всего, это «королевский саботаж».
В условиях роста разногласий Норвегии со странами ЕС, растущей потребностью в ресурсах, велика вероятность усиления недовольства и противодействия дискриминационному регулированию Норвегией промысла в «рыбоохранной зоне», доступа к углеводородам на шельфе Шпицбергена, а значит, нужно ожидать и всячески форсировать постановку вопроса о созыве конференции по пересмотру решений Парижской конференции 1920 г.
Уникальный правовой режим Парижского Договора о Шпицбергене
1920-го года обеспечивает все возможности для долгосрочного, уважительного и взаимовыгодного сотрудничества всех участников-подписантов.
Но для этого каждый из 46 участников, включая Норвегию, должен нести ответственность за неукоснительное соблюдение Договора. В этом — залог развития и процветания архипелага Шпицберген.
Уважаемые читатели канала «Сухостат»! Дополнительная информация по арктической теме рассмотрена в следующих публикациях:
1. Ледовое соперничество Канады и России не только в хоккее, но и в Арктике
2. Дания считает Россию виновной в Гренландском вопросе, хотя ледник разогревает её главный военный союзник
3. Порт в исландских фьордах, вдалеке от СевМорПути, стратегически важен для России
4. Кто и зачем пришёл в Арктику, что надеется там получить, и как это соотносится с интересами России
5. Внутренняя конкуренция за главенство на СевМорПути не способствует его становлению и быстрому развитию
6. Иностранным туристам в Арктике Россия предлагает круизы, а россиянам гектар земли в вечной мерзлоте
Приятного Вам чтения!