Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Что нам стоит дом построить?

Сегодняшний лонгрид о "цветной" архитектуре.

Викторианская архитектура в США
Викторианская архитектура в США

Мы уже рассматривали применение черного в строительстве и дизайне тут. Сегодня очередь красного.

-2

История применения цвета в архитектуре всегда связана с культурными особенностями, свойственными эпохам, культурным общностям. Например, в русской архитектуре XII–XV вв. для окраски фасадов стандартно использовался белый цвет (архитектура Владимира времен Андрея Боголюбского; далее традиция распространилась на другие княжества). Белый был визуализацией смысла божественного света.

Золотые ворота во Владимире
Золотые ворота во Владимире

В XVII в. красный кирпич стали сочетать с деталями из белого камня, майоликой (керамика – фризы, вставки): идея мученичества Иисуса и царской власти соединились.

Храм Николы Мокрого, Ярославль
Храм Николы Мокрого, Ярославль

В отечественном барокко (XVIII в.) появились специфические колористические дуэты – кобальтового голубого или фисташкового (общий фон) с белыми деталями, позолотой, темной бронзой. Разбелка синего и зеленого, все равно, обращала к их смыслам - гармонии небесного и земного.

Павильон Эрмитаж в Царском селе (Растрелли)
Павильон Эрмитаж в Царском селе (Растрелли)

Для классицизма XIX в. – сочетания желтого с белым и серого с белым: солнце и свет.

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

Сегодня при использовании красного цвета, как и любого другого, для наружного оформления учитывают множество рациональных факторов, кроме культурных смыслов:

– тип и назначение освещаемого объекта;

– расположение и роль объекта в городском ансамбле;

– композиционные особенности объекта – размеры, структуру, архитектурный стиль, характер пластики, а также фактуру и цвет облицовочных и строительных материалов;

– направление и расстояние, с которых может наблюдаться объект.

При помощи физиков было выяснено, что архитектурная колористика опосредована освещением зданий. Конечно, ведь цвет = свет!

Кроме того, выбор цвета всегда связан с габаритами, формами, тектоникой помещения или здания, назначением объекта (в комплексе других зданий, композиции с другими объектами; а также с учетом зрительной работы находящихся там людей), климатом – температурой, влажностью, природным окружением и др.

В ходе возникновения феномена массовой архитектуры по типовым проектам цвет стал играть еще более важную роль. Так, однообразие советской городской застройки преодолевалось при помощи колористических решений – цвета фасадов и деталей делали одинаковые дома разными. Незамысловатые по форме здания становились нарядными с малыми затратами.

-7

Панельное строительство не осталось в стороне от применения цвета. Было подмечено, что ряды домов с серыми фасадами создают отрицательный, депрессивный образно-эмоциональный фон, особенно в случаях многоэтажной застройки, небольших расстояний между зданиями, влажного северного климата (низкой инсоляции, например, в Санкт-Петербурге). Поэтому появились решения в голубых, желтых, белых и других ярких тонах.

-8

Немаловажными являются и колористические решения в интерьере. Основными внутренними цветами рекомендуется делать светлые, разбеленные. Во избежание «скуки» дизайнеры разрешают ставить яркие акценты на деталях, основываясь, конечно, на назначении помещения. Так, в школах классы окрашивают цветами светлой гаммы, а в местах для отдыха детей появляются насыщенные красители.

-9
-10

В больницах и других лечебно-профилактических зданиях светлая гамма обусловлена не советами дизайнеров, а санитарными требованиями.

-11

В промышленных постройках выбор цвета основывается не только на уровне освещенности, габаритах, особенностях влияния на эмоциональный фон, но и зависит от особенностей работы – цвета оборудования, производимого продукта и пр.

-12

Красный цвет использовался архитекторами для внешней и внутренней отделки зданий с древнейших времен. Колонны критских дворцов, орнаменты египетских храмовых комплексов, японские, китайские, индийские религиозные постройки декорировались красным.

Красный форт в Дели
Красный форт в Дели
Японская пагода
Японская пагода
Снова Кносс
Снова Кносс

В Средневековье этот цвет господствовал в замковом пространстве.

Кройценштайн, Австрия
Кройценштайн, Австрия

В XVIII в. в Европе появились цветные витражи, в которых большое значение придавалось фрагментам красного.

Конец 17 в. Нотр-Дам
Конец 17 в. Нотр-Дам
Наумбургский собор
Наумбургский собор

Позже красный перекочевал в будуары. Цель его использования была простой: молодые дамы специально так «энергично» декорировали интимное пространство спальни-приемной.

-19
-20
-21

В повседневном домашнем декоре на красный цвет, наоборот, накладывались ограничения: его использовали для рабочих, проходных помещений и комнат для бесед.

-22

Считалось, что в детской он мог привести к бессоннице, в столовой – к перееданию.

-23

Сегодня, конечно, смыслы красного в архитектуре и дизайне изменились. На первый взгляд, применение цвета зависит от решения создателя проекта и предпочтений заказчика. Но интуитивно они опираются на сложившиеся в культуре комплексы значений палитры.

В следующий раз о "психологии" красного.