Сегодняшний лонгрид о "цветной" архитектуре.
Мы уже рассматривали применение черного в строительстве и дизайне тут. Сегодня очередь красного.
История применения цвета в архитектуре всегда связана с культурными особенностями, свойственными эпохам, культурным общностям. Например, в русской архитектуре XII–XV вв. для окраски фасадов стандартно использовался белый цвет (архитектура Владимира времен Андрея Боголюбского; далее традиция распространилась на другие княжества). Белый был визуализацией смысла божественного света.
В XVII в. красный кирпич стали сочетать с деталями из белого камня, майоликой (керамика – фризы, вставки): идея мученичества Иисуса и царской власти соединились.
В отечественном барокко (XVIII в.) появились специфические колористические дуэты – кобальтового голубого или фисташкового (общий фон) с белыми деталями, позолотой, темной бронзой. Разбелка синего и зеленого, все равно, обращала к их смыслам - гармонии небесного и земного.
Для классицизма XIX в. – сочетания желтого с белым и серого с белым: солнце и свет.
Сегодня при использовании красного цвета, как и любого другого, для наружного оформления учитывают множество рациональных факторов, кроме культурных смыслов:
– тип и назначение освещаемого объекта;
– расположение и роль объекта в городском ансамбле;
– композиционные особенности объекта – размеры, структуру, архитектурный стиль, характер пластики, а также фактуру и цвет облицовочных и строительных материалов;
– направление и расстояние, с которых может наблюдаться объект.
При помощи физиков было выяснено, что архитектурная колористика опосредована освещением зданий. Конечно, ведь цвет = свет!
Кроме того, выбор цвета всегда связан с габаритами, формами, тектоникой помещения или здания, назначением объекта (в комплексе других зданий, композиции с другими объектами; а также с учетом зрительной работы находящихся там людей), климатом – температурой, влажностью, природным окружением и др.
В ходе возникновения феномена массовой архитектуры по типовым проектам цвет стал играть еще более важную роль. Так, однообразие советской городской застройки преодолевалось при помощи колористических решений – цвета фасадов и деталей делали одинаковые дома разными. Незамысловатые по форме здания становились нарядными с малыми затратами.
Панельное строительство не осталось в стороне от применения цвета. Было подмечено, что ряды домов с серыми фасадами создают отрицательный, депрессивный образно-эмоциональный фон, особенно в случаях многоэтажной застройки, небольших расстояний между зданиями, влажного северного климата (низкой инсоляции, например, в Санкт-Петербурге). Поэтому появились решения в голубых, желтых, белых и других ярких тонах.
Немаловажными являются и колористические решения в интерьере. Основными внутренними цветами рекомендуется делать светлые, разбеленные. Во избежание «скуки» дизайнеры разрешают ставить яркие акценты на деталях, основываясь, конечно, на назначении помещения. Так, в школах классы окрашивают цветами светлой гаммы, а в местах для отдыха детей появляются насыщенные красители.
В больницах и других лечебно-профилактических зданиях светлая гамма обусловлена не советами дизайнеров, а санитарными требованиями.
В промышленных постройках выбор цвета основывается не только на уровне освещенности, габаритах, особенностях влияния на эмоциональный фон, но и зависит от особенностей работы – цвета оборудования, производимого продукта и пр.
Красный цвет использовался архитекторами для внешней и внутренней отделки зданий с древнейших времен. Колонны критских дворцов, орнаменты египетских храмовых комплексов, японские, китайские, индийские религиозные постройки декорировались красным.
В Средневековье этот цвет господствовал в замковом пространстве.
В XVIII в. в Европе появились цветные витражи, в которых большое значение придавалось фрагментам красного.
Позже красный перекочевал в будуары. Цель его использования была простой: молодые дамы специально так «энергично» декорировали интимное пространство спальни-приемной.
В повседневном домашнем декоре на красный цвет, наоборот, накладывались ограничения: его использовали для рабочих, проходных помещений и комнат для бесед.
Считалось, что в детской он мог привести к бессоннице, в столовой – к перееданию.
Сегодня, конечно, смыслы красного в архитектуре и дизайне изменились. На первый взгляд, применение цвета зависит от решения создателя проекта и предпочтений заказчика. Но интуитивно они опираются на сложившиеся в культуре комплексы значений палитры.
В следующий раз о "психологии" красного.