(CNN) - Соглашаясь в принципе на саммит с российским президентом Владимиром Путиным, президент Джо Байден стремится к характерной внешнеполитической победе, но принимает на себя огромные политические и стратегические риски, которые легко могут иметь неприятные последствия.
Последнее, все еще предварительное и крайне обусловленное соглашение Байдена о встрече с президентом России было заключено после выходных, когда яростная дипломатия и новые тревожные заявления США о том, что Россия собирается вторгнуться в Украину, были сделаны в выходные.
Есть серьезные сомнения в том, что встреча, организованная при посредничестве президента Франции Эммануэля Макрона, когда-либо состоится. Белый дом заявил в воскресенье, что продолжится, только «если вторжения не произошло».
Любой саммит зависит от результатов переговоров между госсекретарем Энтони Блинкеном и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Европе на этой неделе. Эта встреча также зависит от того условия, чтобы войска Москвы больше не вторгались в Украину.
«Блинкен и Лавров будут обсуждать дальше, если вторжение не начнется к тому времени — и в этом случае все будет кончено», — сказал официальный представитель CNN Кейтлан Коллинз и Арлетт Саенс.
Никакого расписания или места проведения президентского саммита пока не установлено. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки также подчеркнула, что, если Россия все равно решит вторгнуться в Украину, США наложат «быстрые и суровые последствия». … И в настоящее время Россия, похоже, продолжает подготовку к полномасштабному нападению на Украину в ближайшее время. "
Всего за несколько часов до появления новостей о возможном саммите после ночного разговора между Макроном и Путиным — после предыдущего разговора между президентом Франции и Байденом — США предупредили, что у них есть разведданные, предполагающие, что российский лидер уже дал своим полевым командирам приказ вторгнуться в Украину.
Крайнее недоверие, разделяемое всеми сторонами конфликта — Россией, Украиной и западными союзниками — означает, что этот дипломатический прорыв будет висеть на волоске. Недавние обмены мнениями между США и Россией характеризовались презрением, подозрительностью и сарказмом. Так что вряд ли есть гарантия успеха, если Лавров и Блинкен встретятся.
А ситуация вокруг границ Украины, где более 150 000 российских военнослужащих находятся в состоянии повышенной готовности, настолько напряжена, что локальные столкновения могут разжечь более широкий пожар и свернуть дипломатию. США и их союзники также будут осознавать возможность того, что Путин готов говорить не потому, что он моргает в противостоянии, а вместо этого ищет способ отделить Америку от ее друзей перед вторжением.
Но если Путин действительно воздержится от того, что в Вашингтоне расценили как почти неизбежное новое вторжение в Украину, это будет считаться временным успехом агрессивной информационной войны Белого дома, направленной на устранение элемента неожиданности из его обширного наращивания войск и пресечь любое фальшивое обоснование вторжения.
Каждый раз, когда удается предотвратить войну, особенно такую, в которой США предсказывают тысячи жертв среди гражданского населения , это предотвращает трагедии, страдания и возможность дестабилизации потоков беженцев. Поэтому обязан попробовать каждый.
Политическая авантюра Байдена
Даже если очевидное соглашение о саммите сохранится — а Кремль не дал немедленных комментариев в воскресенье вечером — Байден пойдет на серьезную авантюру.
Ястребиные республиканцы наверняка обвинят его в том, что он умиротворяет российского лидера и вознаграждает его агрессию, удерживая Украину в заложниках. Если встреча с Путиным провалится и все равно последует вторжение, Байден подвергнет себя обвинениям в слабости.
Любой саммит, успех которого не был заранее тщательно подготовлен, представляет собой политическую провокацию. И Байден не может позволить себе удары по своему престижу, поскольку его рейтинг одобрения падает , а его претензии на государственную мудрость были подорваны хаотичным выводом американских войск из Афганистана в прошлом году.
Тем не менее, президенты избираются, чтобы принимать самые трудные решения. Если Байден откажется от встречи и на Украине разразится война, его обвинят в том, что он не испытал дипломатию на пределе возможностей. И у него есть потенциальное прикрытие: если Путин отступит и саммит не состоится, он сорвет с политического крючка Байдена.
Блинкен эффективно объяснил открытость президента к дипломатии, несмотря на его уверенность в неизбежности вторжения во время выступления в программе CNN «О положении в стране» в воскресенье.
«Мы считаем, что решение принял президент Путин, но пока танки не покатятся, а самолеты не полетят, мы будем использовать любую возможность и каждую минуту, чтобы увидеть, сможет ли дипломатия по-прежнему отговорить президента Путина от дальнейшего продвижения вперед», — сказал Блинкен. Дана Баш из CNN.
Однако скептический тон заявления Белого дома, объясняющего «принципиальную» открытость Байдена к встрече, коренится не только в подозрениях в мотивах России. Это также выглядело как попытка оградить президента от политических атак дома.
Но есть причины рискнуть. Несмотря на то, что США не отправят войска для защиты Украины, потому что она не является членом НАТО, у Байдена есть подлинная внутренняя причина избегать войны в Украине. Любое российское вторжение может вызвать всплеск и без того растущих цен на бензин и темпов инфляции, что может еще больше подорвать шансы демократов на промежуточных выборах.
Байден играет в игру Путина?
Помимо большого политического риска, Байден бросит вызов коварной геополитической почве, если встретится с Путиным.
Одна из теорий наращивания позиций российского лидера вокруг Украины состоит в том, что он хочет восстановить престиж Кремля времен холодной войны как равной силы США. По сути, Байден предоставляет Путину эту платформу, хотя многие в Вашингтоне считают Россию значительно ослабленной силой, несмотря на ее внушительный ядерный арсенал.
То же обвинение — в том, что президент США предоставляет уступку равного престижа — сопровождало безрезультатные встречи экс-президента Дональда Трампа с северокорейским диктатором Ким Чен Ыном. Маловероятно, что привязанность, демонстрируемая этими влюбленными, повторится в холодных переговорах Байдена и Путина.
Но Путин также явно хотел бы обсуждать и решать великие дела наций с США — как это было во время саммитов времен холодной войны между США и Советским Союзом. Тот факт, что это потенциальное столкновение было организовано французами, ослабит некоторые опасения в Европе, что союзники США маргинализируются — фактор, который проявился в самом начале украинского кризиса.
Елисейский дворец заявил, что будут включены и другие «заинтересованные стороны». Это может включать Украину и других союзников по НАТО, в том числе бывших членов Варшавского договора в Восточной Европе. Но французское председательство не предоставило дополнительных подробностей. Выдающаяся роль Макрона, который стремится стать доминирующим европейским государственным деятелем после отставки канцлера Германии Ангелы Меркель и которому через несколько недель предстоит предвыборная кампания, не останется незамеченной ни внутри, ни за пределами Франции.
Полное отключение
Самой серьезной угрозой для успеха любых переговоров Путина и Байдена является несовместимость позиций двух сторон.
Русские требуют гарантий того, что Украине никогда не позволят вступить в НАТО, и хотят, чтобы альянс вывел оружие и войска из государств-членов, которые когда-то находились за железным занавесом, таких как Польша, Венгрия и Румыния. Это условие не подлежит обсуждению для Запада, который говорит, что отдельные нации должны решать свои судьбы.
США отвергают предупреждения России о том, что им угрожает расширение НАТО на восток после окончания холодной войны, называя альянс исключительно оборонительным. Эта позиция может иметь смысл в западных столицах, но она не принимает во внимание уязвленную российскую гордость — корень двух десятилетий попыток Путина изменить принятый исход холодной войны после распада Советского Союза.
Неоднократно пытаясь дестабилизировать Украину, российский лидер также ясно дал понять, что никогда не позволит бывшей советской республике сделать идеологический шаг на запад, в сторону НАТО и ЕС. Таким образом, любые усилия по сохранению репутации могут подорвать его историческую миссию, и ему будет трудно принять это.
Но если Путин решил, что затраты на вторжение в Украину — санкции Запада и возможное кровавое восстание в стране — слишком велики, Байден может построить для российского лидера дипломатическую отдушину. Есть много вопросов, включая контроль над вооружениями, пресечение конфликтов в киберпространстве и предотвращение распространения ядерного оружия, которые могли бы сделать обе стороны более безопасными.
Но эти вопросы являются заложниками того же фундаментального разногласия между Россией и США, которое возникло во время конфликта на Украине, и показывают, почему любой саммит между Байденом и Путиным будет рассматриваться как предварительный, пока он не состоится, и почему успех маловероятен.