Франция утвердила право сотрудников отключать мобильные телефоны в нерабочее время. И хотя Великобритания вряд ли присоединится к этой инициативе, работодателям стоит отнестись к этому вопросу со всей серьезностью.
Новый закон во Франции, вступивший в силу 1-го января, гласит, что сотрудники имеют законное право игнорировать рабочие сообщения, полученные вне своего нормального рабочего графика.
Этот закон затронет компании, в которых трудится более 50 сотрудников. Он нацелен на то, чтобы предоставить людям возможность полноценно отдохнуть от работы, и предполагает отказ от современной культуры труда, подразумевающей, что сотрудник всегда должен быть на связи.
Появление этого закона служит своевременным напоминанием работодателям о том, что они должны серьезно относиться к здоровью и благополучию своих работников. Доля исков, поданных в связи с жалобой на стресс, вызванной работой, значительно возрос за последние годы, и работодатели, конечно же, волнуются, что излишний стресс на рабочем месте может привести к снижению производительности.
Хотя у стресса на работе может быть множество причин, распространение смартфонов и прочих электронных устройств, а также развитие технологий удаленного доступа почти наверняка привели к созданию культуры, согласно которой предполагается, что сотрудники должны быть на доступе 24 часа в сутки.
Изначальная цель принятого в Великобритании регламента рабочего времени (в 1998 году) состояла в том, чтобы защитить здоровье и безопасность сотрудников путем обеспечения для них достаточного отдыха. Во Франции подобное постановление гласит, что стандартная рабочая неделя не должна превышать 35 часов. В Великобритании же количество рабочих часов в неделю составляет 48. Тем не менее, в Великобритании (в отличие от всех других стран, входящих в ЕС) существует механизм, позволяющий сотрудникам, по желанию, работать дольше положенного, и этим активно используется большинство работодателей, недовольных официальными порядками.
Но, несмотря на широкое распространение такого механизма, работодателям все же стоит внимательно отнестись к чрезмерному использованию своими сотрудниками электронных устройств в нерабочее время или во время отпуска. Хотя высшее руководство компаний вряд ли заинтересовано в наложении полного запрета на практику задействования сотрудников в нерабочее время, они все же могут предпринять определенные меры по ее ограничению, например, путем отказа от назначения сотрудникам заданий, которые бы требовали от них выполнения каких-либо действий в нерабочее время. Также руководители должны воздержаться от рассылки рабочей почты сотрудникам после окончания рабочего дня или по выходным.
Для большинства клиентоориентированных компаний запрет на обработку входящей почты и общение с клиентами в нерабочее время нецелесообразен и на практике едва ли реализуем. Тем не мене, работодатели могут внедрить в компании определенные процедуры, которые позволили бы гарантировать сотрудникам полноценный отдых во время их ежегодного отпуска. К примеру, компания Daimler разрешает своим сотрудникам отправку сообщения своим контактам о том, что полученные во время их отпуска письма будут автоматически удалятся. Другие компании предпочитают ограничивать доступ отдельных сотрудников к их электронной почте во время длительных (больше двух недель) отпусков, с тем, чтобы гарантировать для работников полноценный отдых. В последнем случае работодатели могут также организовать систему, при которой они все же смогут связаться с сотрудником в отпуске, если возникнет совсем уж критичная или экстренная ситуация.
И хотя в Великобритании вряд ли введут право сотрудников на отключение мобильных телефонов, работодатели не должны закрывать глаза на проблемы, которые могут возникать в связи с чрезмерным использованием электронных средств связи. По возможности, они должны содействовать сотрудникам в организации здорового образа жизни и поддержании правильного баланса между работой и личным временем.
Автор: юрист, специалист по вопросам трудоустройства в компании «Shakespeare Martineau» Джон Хойвел
Перевод: редактор компании «АКЦЕНТ» Елена Д.
ACCENT Language Center
Центр корпоративного обучения иностранным языкам