В умирающей норвежской деревне после оползня случайно находят скелет погибшего 50 лет назад подростка. Все кости кроме черепа методично переломаны. И это не падение с высоты или стихия. Кто-то хотел скрыть ужасающее по своей циничности и жестокости преступление. В деревню (в которой осталось жителей - пересчитать по пальцам, вы думаете только у нас так?) приезжает молодой коп, который возобновляет давно закрытое дело.
Сначала путаешься в именах, потом думаешь - ну надо же на каком обыденном кейсе можно сагу (не Сагу Норен!) изваять! Затем скептически резюмируешь: и что, все было ясно с самого начала.. Но вдруг замечаешь: а о чем тогда ещё 2/3 книги?! И тут вовлекаешься по-настоящему.
Всё абсолютно не так, как ты свысока предполагал. Фруде в "Шторме" по ниточкам вытягивает на обозрение читателю целую панораму жизни норвежской периферии. И она показана не как в восторженных видеосюжетах блогера Варламова. Провинциальные скандинавы, на самом деле, доживают свои жизни, пожалуй, ничуть не лучше, чем российские региональные трудящиеся. Хотя нет, есть одно существенное отличие - медицина. То, о чем мы и думать забыли с советских времён (хотя и тогда у нас было по-разному).
Особенность этого детектива - участие в сюжете физически неполноценных людей. Они - цельные личности со своими правами и возможностями. Как говорится, в либеральном обществе - человек в центре. Кто-то мне может саркастически заметить: да-да, человек в центре во всем многообразии извращений и самоощущений. Но в этой истории - все предельно консервативно и традиционно. Насилие и пьянство в семье. Травля по признаку физической/умственной неполноценности, равнодушие соседей. Мечты детей вырваться из этих кругов ада. Все как у людей.
Порой детектив уходит на второй план, и ты просто начинаешь видеть, насколько убог и мелок человек на земле. Местами похоже на Питера Хёга, но все же Хёг работает на другом художественном уровне. Хёг - космическое экзистирование, а здесь всё-таки - атмосферный скандинавский детектив.
Могу с уверенностью сказать, что Фруде Гранхус (мужчина или женщина, по имени не понять) проделал огромный гуманистический труд - он написал качественный триллер, по меньшей мере, для инвалидов. Это потрясающая поддержка всех, кому гораздо (порой и не представить насколько!) тяжелее живётся, чем большинству землян. Это книга интересна для всех, конечно, но для них - это больше, чем просто детектив. Это - внимание, это психотерапия (да, ты - есть, и я понимаю, как тебе трудно), это эмпатия и поддержка.
У нас есть понятие "русская смерть", когда ты чувствуешь, что никому не нужен, и смысла в заброшенном прозябании на фоне урбанистического декаданса и телевранья ты особо не видишь. В Норвежской глубинке даже обречённые больные хотят продолжать такое свое существование. Они живут, за ними ухаживают, с ними считаются. В них видят людей и помогают им справляться с трудностями..
Помнится, русские дети-инвалиды (прекраснейшие, хорошие) в автофикшн-книгах Рубена Гальего (мир ему!) мечтали умереть. Есть над чем задуматься всем нам.
В общем, необычный, трудный, но увлекательный скандинавский детектив. Гнетущая атмосфера мрачных туч и пустоты бездонных фьёрдов присутствует во всей полноте.
PS. Фруде Гранхус - мужчина. Оказывается, он написал 6 серийных детективов с одним и тем же главным героем-следователем. Писал в свободное от работы время. К сожалению, внезапно умер в 2017, в возрасте 52 лет. На русский переведены пока только 2 книги Гранхуса.
Еще по теме:
Каштановый человечек. Скандинавский нуар 100%ной обжарки
Ты стал слишком взрослым, чтобы увидеть в удаве слона. П. Хёг, Условно пригодные
ЛУЧШИЙ НОВЫЙ ДЕТЕКТИВ
В наш век изоляции и пандемии лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ