История военной авиации. #истребитель #Ла-5 созданный из дерева для уничтожения противника
Ла-5 советский истребитель созданный в 1942 году под руководством С.А. Лавочкина. Производился с июля 1942 года. Ла-5 считают самым лучшим истребителем на восточном фронте. Из положительных качеств можно выделить скорость, набор высоты, живучесть на поле боя, а так же его вооружение. Первый опытный образец вышел на испытания 1940 года. Всего было выполнено более десятков испытательных полетов. На испытаниях он достигал 605 км/ч что были довольно хорошие показатели для того времени. Соперником того времени считался ЛаГГ-3, но тот медленно разгонялся, плохо пилотировался по вертикали. После начала Великой Отечественной войны летчики отметили что «Красавица», так прозвали ЛаГГ в строевых частях не очень хорошо себя чувствует в воздушном бою, дошло до того что его хотели снимать с производства. В этот момент С. А Лавочкин и вспомнил про М-82А, мощный двигатель воздушного охлаждения Швецова. Практически «на колене» этот двигатель был установлен на линейный ЛаГГ-3 с изменённой мотором и новым капотом. После проведения испытаний, когда новый самолёт показал свою работоспособность, он получил название ЛаГГ-5, которое вскоре сократили до Ла-5.
На самолёте применялась трёхопорная установка шасси. Как известно ранее на Ла-5 устанавливали двигатель М-82А. В носовой части фюзеляжа над двигателем были установлены две синхронные пушки Шваки, калибра 20 мм. Боепитание производилось из лент, расположенных в патронных ящиках, общая ёмкость лент – 340 снарядов. Всего было выпущено 10 000 Ла-5 всех модификаций. Самолеты Ла-5 активно участвовали в боевых действиях. Так, 14 сентября 1943 г. звено Ла-5, находясь в патрулировании в районе Нежина, атаковало четверку истребителей FW 190, которые штурмовали позиции наших войск Один немецкий самолет был сбит, остальные ушли без боя. Продолжив патрулирование, звено встретило 12 бомбардировщиков Ju 87, идущих к линии фронта. Строй противника удалось нарушить, но выходившая из атаки ведущая пара Ла-5 была атакована группой прикрытия FW 190. Один из немецких истребителей был сбит командиром прикрывающей пары, второй вышел из боя. После набора высоты звено Ла-5 встретило новую группу бомбардировщиков. Одновременной атакой обеих пар Ла-5 три Юнкерса были сбиты в момент пикирования на наши позиции. Было проведено еще три боя и уничтожен один FW 190. В результате одного вылета состоялось около десяти боев и было сбито 6 самолетов противника. Во время войны любое оружие непрерывно совершенствуется, и тем быстрее, чем скорее противник находит способы противостоять ему. Когда Ла-5 появился на фронте, немецкие летчики получили истребитель «Мессершмитт» Me-109G-2. Он обладал лучшими характеристиками по сравнению и со своими предшественниками, и с новым истребителем Семена Лавочкина.
И конструктор начал искать возможности сделать свой самолет лучше. Первым делом удалось увеличить мощность двигателя за счет того, что форсированный режим его работы стал нормой. Это дало прирост скорости и улучшило маневренные характеристики Ла-5. Оснащенная двигателем М-82Ф модификация самолета получила индекс Ла-5Ф и была с восторгом принята боевыми летчиками. Затем пошли кропотливые, но эффективные поиски способов снизить полетный вес истребителя, что улучшало бы его летные возможности. И этого удалось добиться за счет, например, сокращения толщины броне спинки пилота и отказа от крыльевых топливных баков. Ла-5Ф имел меньшую дальность полета, но зато стал превосходить Me-109G-2 и даже G-4 на виражах до высоты в три с половиной километра, а «Фокке-Вульф» Fw-190 — на всех высотах. Кроме того, если на Ла-5 задняя полусфера почти не просматривалась, поскольку фонарь кабины переходил прямо в фюзеляж, то Ла-5Ф получили открытый сзади фонарь. Следующей и последней модификацией Ла-5 стал истребитель Ла-5ФН. Буква «Н» в индексе означала, что эти самолеты оснащаются двигателями с непосредственным впрыском топлива, то есть инжекторными. Это дало заметную прибавку мощности двигателя, а механикам упростило обслуживание машины: карбюраторы прежних моторов были очень капризными. К тому же на Ла-5ФН продолжили постепенно улучшать аэродинамику, прежде всего за счет усиления герметизации и обтекаемости фюзеляжа. Единственное, с чем не удалось справиться — это с жарой в кабине: мощный мотор выделял слишком много тепла. В общей сложности за три года (1942-1944) выпуска заводы в Горьком, Москве, Тбилиси и Улан-Уде собрали 10 000 истребителей Ла-5 всех модификаций. Получается, что этот самолет стал вторым по массовости после легендарного Як-9, которых выпустили свыше 16 тысяч единиц. Примечательно, что именно Ла-5ФН стали причиной, по которой командование Люфтваффе отказалось от мысли сделать «Фокке-Вульфы»основным истребителем на советско-германском фронте: они гораздо менее успешно, чем «Мессершмитты», противостояли истребителям Лавочкина.
Основные ттх Ла-5
- Первый полёт: 21 марта 1942 года
- Годы производства: 1942 — 1944
- Единиц произведено: 9 920
Экипаж Ла-5
- 1 человек
Размеры Ла-5
- Длина, м: 8,67
- Размах крыла, м: 9,76
- Площадь крыла, м2: 17,5
Вес Ла-5
- Масса пустого, кг: 2706
- Масса нормальная взлетная, кг: 3168
Двигатель Ла-5
- Тип двигателя: М-82ФН
- Мощность номинальная, л. с.: 1460
- Мощность взлётная, л. с.: 1850
Скорость Ла-5
- Максимальная скорость у земли, км/ч: 593
- Максимальная скорость на высоте, км/ч: 648 (6250 м)
- Максимальная скороподъёмность, м/мин: 1064
Дальность полета Ла-5
- 1000 м (практическая)
Практический потолок Ла-5
- 11200 метров
Ла-5 стал грозной машиной войны собранной из дерева, но такая конструкция уступала цельнометаллическим по прочности и поэтому после войны сборка и его модификаций прекратилась.
«Если моя статья была вам полезна, буду благодарен, если вы поставьте мне лайк или поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на мой канал позволит вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации».