Мы живём в очень старой квартире в очень старом доме. Квартира принадлежала изначально моим бабушке и дедушке, и имеет очень интересную историю взаимодействия с советской и Российской властью.
Началась она более ста лет назад, когда мой прапрадед пришёл работать на хлопко-прядильную фабрику, принадлежащую в то время англичанам.
Надо сказать, что тогдашние беспощадные акулы капитализма не только строили школы , больницы и собственные магазины для своих рабочих и служащих, но ещё и обеспечивали их жильём. Настолько добротным, что в "казармах"- как их до сих пор называют, всё ещё живут люди. Это отнюдь не пыльные коммуналки с низкими потолками. Это вполне добротное жильё даже по сегодняшним меркам. А какие в этих домах красивые литые чугунные лестницы!...
Но мой прапрадед получил не квартиру, а небольшой домик с кирпичным фундаментом в частном секторе.
Спустя некоторое время он начал выплачивать за него с целью выкупить в личную собственность, потом вслед за ним плату стал вносить его сын- мой прадед.
И все бы хорошо, но тут грянула Первая Мировая, а затем и революция...
Пожалуй, и про революцию на этой фабрике могу заодно рассказать. Прапрадед, о котором я сейчас говорила, мой предок по отцу. Но в то же самое время, на той же самой фабрике одним из начальников цехов был другой мой прапрадед, но по материнской линии. Он был человеком образованным, небедным. Его я, конечно, никогда не видела, а вот моей прабабушке на момент революции было лет 19, и она её прекрасно помнит. По её рассказу, "революционеров" на фабрике было человек 40, может быть 60. Они были странноватые, типа современных подростков-анархистов или любых других молодых людей "в поисках себя". Всерьёз к ним никто не относился, ведь даже в годы Первой мировой благосостояние рабочих нельзя было назвать ужасным. И никто и предположить не мог, что всё эти игры в социализм- настоящие.
Ну, так вот. Собрались эти люди с флагами и транспарантами, кричали, пели... Потом прискакали казаки и разогнали всю эту братию, а дня через три объявили что власть сменилась. И даже тогда люди всё ещё не понимали, что случилось. ..
Однако, события не заставили себя долго ждать.
Вернувшись с фронта, мой прадед обнаружил, что всё его договорённости с фабрикой о выкупе домика аннулированы. Домик ему не принадлежит, выплаченные за него деньги никто возвращать не собирается, и вообще, домик поделен пополам, и с ними теперь проживает ещё одна семья.
Ну, то есть почерк советской(Российской) власти за сто лет ничуть не изменился.
Что ж. Жить как-то надо.
Осталась семья в половине дома.
Дети росли, женились, в них рождались собствнные дети- и всё в том же домике.
Домик старел. Поскольку он принадлежал фабрике, чинить его самостоятельно было нельзя.
А тут новая война... Нищета, голод.
К тому времени уже родился мой отец.
Наконец, после войны домик починили. Остался добротный кирпичный фундамент, а деревянный верх перестроили. Плохо перестроили, даже я помню промерзающмй зимой угол, но всё же это было лучше обветшавшего прежнего.
Возле домика был небольшой садик и огородик. Сколько счастливых минут раннего детства я провела там: в ветвях старых яблонь, или на скрипучих качелях, или на высоком крыльце, наглаживая кошку Бару...
Но время движется неумолимо, и город рос и пришло время сносить и эти дома, чтобы застроить многоэтажками.
Конечно, бабушке и дедушке было тяжело переезжать в квартиру из дома, но они нашли район на окраине, рядом с лесом- поэтому расставание с домом не было таким болезненным. В этой квартире, сколько себя помню, протекает крыша. Каждую весну, когда тает снег, кухню заливает водой. ..
Но всё равно, я люблю это дом.
Когда умерли бабушка и дедушка, в нём оставались моя тётка и мой кузен.
Но вот умерли и они. Причём, кузен был молодым человеком. Никто не ожидал его смерти.
Тётушка не хотела приватизировать квартиру, а кузен не торопился это делать, хотя вся семья настойчиво просила его об этом.
И вот, пришёл тот роковой момент, когда я сижу сейчас на кухне в доме, где мне с детства известна каждая трещинка, каждый гвоздь- и жду, когда придут люди, чтобы вышвырнуть нас с дочерью в никуда, просто на улицу. Всего лишь потому, что здоровому лбу, моему кузену, было недосуг заниматься документами.
Вот так за сто лет добротный дом, построенный англичанами превратился сначала в полдома, потом в тощую квартирку, а теперь в пшик при помощи советской власти(разницы с Российской не вижу).