Первой Мисс СССР – стала семнадцатилетняя школьница из Медведково, Юля Суханова.
Первый всесоюзный конкурс красоты проходил в Москве с 19 по 23 мая 1989 года. В течение двух месяцев шли отборочные туры. Участниц искали по всей стране. Главными параметрами были – рост не ниже 172 см и 55, 91—59—90.
Первый и чужеродный
Ажиотаж вокруг конкурса был невероятный и в СССР и на Западе. Там событие приравняли к полету Юрия Гагарина. Дома претенденток на корону не жаловали: «Пока эти ходят по сцене – другие кладут асфальт».
Конкурс красоты сравнивали с теми, что проводились в СССР – «А ну-ка, девушки» и т.п. Критики конкурса отмечали его чужеродность по своей сути – оценивать красоту, будто товар в магазине могло прийти только тому, кто привык все мерить на деньги. Тем не менее конкурс состоялся и имел оглушительный успех.
Юлия Суханова не была самой красивой. Один из организаторов считал ее фигуру и манеры угловатыми, а движения скованными. Однако авторитетное жюри решило иначе и по сути дела выбрало свою королеву, проигнорировав западные стандарты, о которых им, разумеется, было известно.
Авторитет
Актриса Ирина Скобцева, которая участвовала в работе жюри вместе с Муслимом Магомаевым, Ильей Глазуновым и Екатериной Максимовой, в одном из интервью это решение объяснила так:
«Помню, как сидела в жюри и мне очень хотелось, чтобы все прошло абсолютно прозрачно и чисто. Голосовала я, конечно, за Юлию. В те времена мне было обидно видеть женщину в желтой робе, укладывающей асфальт на дороге. И как хорошо, что в нашей стране вдруг подумали о том, что женщина должна быть женщиной, и мы подхватили это начинание с конкурсами красоты. Но нельзя в этом конкурсе переходить к стандартизации… Главное – обаяние, энергетика личности. Это перебивает и длину ног, и крашеные локоны». (https://kulturologia.ru/blogs/020420/45973/).
Обокрали
Первые нюансы нового статуса Мисс СССР почувствовала довольно быстро. Не успели затухнуть лучезарные улыбки поздравляльщиков, как она обнаружили, что из короны пропал самый большой и ценный камень – турмалин. Дремлющий глубинный вулкан зависти взорвался и на королеву обрушилась волна хейта. Ее называли страшилой, а жюри – совками, которые разбираются только в девушках с веслами или в железнодорожных робах. Одним из главных врагов стал тот, кто победу Сухановой считал недоразумением, а идею конкурса неправильно понятой членами жюри - продюсер и режиссер шоу Юрий Кушнерев. Он потребовал от победительницы соблюдения условий договора, которые были прописаны так, что агентство получало значительную долю от всех заработков мисс на стороне, в первую очередь за границей, куда Юлия вскоре и собралась.
Детектив
Отъезду Юлии в Америку предшествовал скандал. С помощью знакомых она договорилась с другим бизнесменом, связанным с небезызвестным Михаилом Ходорковским, тогда еще комсомольским функционером. Сначала разобрались с прежним контрактом, объявив его недействительным, поскольку на нем не было подписи мамы конкурсантки, а сама она на тот момент являлась несовершеннолетней.
В газете «Советская Россия» опубликовали письмо Сухановой под заголовком "Между "Венцом" и "Короной". Королева молит о помощи." Были такие строки: "Чтобы сломить мою волю, Кушнерёв избрал тактику блокады и шантажа. В течение полутора месяцев он блокировал меня от всех запросов и предложений, поступающих на моё имя, а мне и моим родственникам постоянно говорил, что я не вызвала интереса у западных агентств и что я вообще никуда не поеду, если не подпишу с ним договор... Кушнерёв продолжает меня шантажировать( ….)За три месяца травли я пережила столько унижений, разочарований и обид, что я просто удивляюсь, как не сошла с ума. Но более всего мне жаль моих родных, которые переживают за меня и постарели за эти три месяца лет на десять."
Помогло то, что Юлю решили использовать как обрамление первого визита в США Ельцина с его женой. Они полетели покорять Америку все вместе. У Юлии были на руках подписанные контракты с американскими и французскими агентствами. У Ельцина… понятно что.
Мама
Дома осталась мама, Вера Владимировна, которая все еще надеялась, что дочка опомнится, закончит по-человечески школу, получит аттестат и всерьез будет думать о своем будущем.
Но у дочери отныне были другие советчики и планы, которые с маминым не совпадали.
Кушнерёву пришлось смириться с поражением, но обиду он затаил. Ходорковский обеспечил выезд Сухановой и, чтобы не случилось чего, сопровождал чуть ли не до трапа.
Юля улетела и, едва приземлившись, погрузилась в атмосферу звездной жизни. Ее снимали с утра до вечера, приглашали на все знаковые мероприятия, с ней фотографировались, брали интервью и автографы. Она была на седьмом небе от счастья до тех пор, пока в 1991 года не пришло известие, что ее мать Вера Владимировна была задушена в собственной квартире в Медведково.
Дверь женщина открыла сама. Убийцу не нашли.
Юлия бросилась было в Москву. Но ее отговорили, предположив, что таким образом ее заманивают в ловушку, чтобы отомстить за несговорчивость.
Так там и осталась…
Побывать на могиле матери она смогла только в 2006 году, когда приехала при приглашению журнала Элль на его десятилетие.
Несмотря на то, что преступление осталось нераскрытым, приходит в голову мысль о взаимосвязи убийства с тем, что случилось
после конкурса и проблем с контрактом.
Прямых улик не было. Но и повода мстить буфетчице, кем работала мама Сухановой, тоже ни у кого не было. Если только это не месть за отсутствие ее подписи под контрактом дочери. Но все это лишь догадки. А теперь уже и они не имеют значение за давностью лет.
Увы. Ничего из того, о чем мечтала мама первой красавицы СССР, не сбылось. Пусть хоть так в случайной заметке вспомнится ее имя, Вера...
Ни детей, ни семьи
После распада СССР интерес к первой красавице стал падать. Но она уже успела к тому времени обзавестись покровителями и друзьями. Ее жизнь – это бизнес. Про личное сказать особо нечего – все те же романы, но они уже мало кого интересуют, как и ее уверения, что в людях она прежде всего ценит не статус, а душу и манеры. Однажды даже собиралась замуж за принца, но не срослось, душа наверное у принца оказалась не такая, потому что насчет манер сомневаться не приходится.
В архиве Сухановой немало звездных персон: Нэнси Рейган, Ла-Тойя Джексон – сестра Майкла Джексона, Дональд Трамп, певец Стинг, актер Джэк Николсон был гостем на ее 18-летие, пару лет длилось ее знакомство с родственников свергнутого иранского шаха, Сайрусом Пехлеви и т.д..
Обращает на себя внимание ее роман с актером Майклом Бергином из «Спасателей Малибу», тем самым, который успел отметиться в скандале с трагической развязкой и гибелью Кэролайн Бэссет.
О ней
Другой ее поклонник, Джордан Белфорт американский брокер, прославившийся скандалом с ценными бумагами, на операциях с которыми клиенты потеряли в 90-е годы 200 миллионов долларов. Однако Белфорт сделал Сухановой достойный подарок, посвятив ей в книге своих мемуаров прекрасные строки:
"Вдруг я заметил её. Высокая, светловолосая, она выделялась на фоне всей этой толпы, словно чистейшей воды бриллиант, случайно затесавшийся среди стразов. Она танцевала… нет, она растворялась в музыке, качаясь на её волнах, – настолько гармонично она двигалась в ритм с ней. Её светлые волосы переливались на солнце, словно полированное золото. Белая джинсовая юбка, очень короткая, дюймов на шесть выше колен, приоткрывала длинные, загорелые, безупречной формы ноги, а коротенькая светло-розовая майка облегала пышную грудь точно вторая кожа, позволяя при этом полюбоваться узенькой полоской живота с трогательным девичьим пупком...» и т.д.
Дальше можно ожидать переход к приватной версии отношений, много фантазии не надо, но бывший ограничился тем, что дал только заглянуть в замочную скважину.
«Джордан, ты — отличный русский мужик!» - Суханова говорила Белфорту. В 2015 году он побывал в России и на вопрос чем ему запомнились отношения с первой Мисс СССР, ответил в духе того, что были большими друзьями и он ей нравился, наверное, потому, что тратил на нее кучу денег.
Сейчас бывшая первая Мисс СССР, как савраска, гоняется за выгодными клиентами и с гордостью называет одного из них – Дэвида Бэкхема. Одного или единственного из знаменитых..?
Ей уже 50. На родине о ней уже никто не помнит. В дом, где она жила в Медведково, по лестнице которого ее несли на руках потому, что платье не влезло в лифт, о ней помнят только старожилы. Но больше о трагедии, связанной с ее матерью, которая была простой буфетчицей. Это позже биографы Юлии напишут, что она имела высокую должность, была чуть ли не доктором наук в гуманитарной сфере, какой именно, не сообщалось. Многие вспоминают о том, что в молодости мать была намного красивее своей дочери и свою корону та получила только за мамину улыбку, которая у них была один в один.
Такая вот жизнь. Завидовать или как, решайте сами, мое дело рассказать…