Найти в Дзене
ViktorSK68

Линейные крейсеры – ошибки выводов из Цусимы, не меньшие чем вывод о таранах при Лиссе в пору огнестрельного оружия.

В морских и особенно в военно-морских кругах ходит множество разговоров и восхвалений достижениями в области линейных крейсеров и особенно немецких.

То что весь этот род боевых кораблей всего лишь плод ошибки, недоразумения Цусимского сражения 14-15 мая 1905-го года, в котором броненосные крейсеры успешно выступили в одном строю с броненосцами совершенно опровергается чуть более ранним Сражением при Сант-Яго-де-Куба 03 июля 1898-го года, в которой мощь, дальнобойность и скорострельность броненосцев янки не оставила никакого выбора броненосным крейсерам испанцев.

Тем не менее, с подачи англичан, а точнее Джеки Фишера, более 30 лет немецкие, японские, русские и французские кораблестроители, заказчики и исполнители мучились с самим предметом линейных крейсеров. Англичане в первую очередь решали вопрос мореходности, немцы бронирования, русские огневой мощи и всякий раз чем-то приходилось жертвовать или увеличивать водоизмещение. По этому пути пошли немцы, чьи линейные крейсера всякий раз были больше английских при относительно меньшей огневой мощи и скорости, но при лучшем бронировании. Прекрасные достижения таких немецких линейных крейсеров Хиппера в Ютландском сражении при Скарерраке 31 мая 1916-го года построены на исключении из завязки боя новейших быстроходных линкоров «Королева Елизавета» (HMS «Queen Elizabeth») Эван-Томаса, не оставлявших от немецких кораблей даже мокрого места, насколько это может быть мокро в море, которое только изредка покрывается льдом. (См. Рис. 1)

В круглогодично мокром Средиземном море у берегов Триполи, круглогодично предлагающем загар, 22 июня 1893-го года броненосец «Виктория» нашла свой конец в виде толстого и крепкого тарана «адмиральского» броненосца HMS «Camperdown». То что сам «Кампердун» пострадал от вдутия «Викторие» как-то забывается. (См. Рис. 2)

Надо сказать, что в этих водах в Древние времена наши предки успешно таранили друг друга. Но с изобретением огнестрельного оружия такой способ ведения боевых действий, казалось бы, ушёл в небытие. Даже самые маленькие корабли несли пушки, не говоря уже о самых больших кораблях с самыми большими и по возможности многочисленными пушками. Да, корабли нередко таранили друг друга своим прочным судовым набором и не обязательно в бою, но именно таран при Лиссе 20 июля 1866-го года австрийским «Императором» (SMS «Kaiser») итальянского «Короля Португаллии» (RN «Re di Portogallo») привёл почти к полувековому безумию самых прекрасных и безтолковых решений, согласно которым при случае врага точно нужно таранить и он после этого неизбежно утонет.

Ужимка Судьбы заключается в том, что первый же перворазрядный корабль, построенный на пути полного и безоговорочного отказа от таранного мракобесия в пользу безбрежной огневой мощи «Дредноут» своё единственное достижение совершил именно тараном, потопив 18 марта 1915-го года немецкую подводную лодку «U-29» с самим Отто Веддигеном, потопившим на «U-9» 22 сентября 1914-го года три английских броненосных крейсера – «Абукир», «Кресси» и «Хог».

Однако уже через год при разборе Ютландского сражении при Скарерраке 31 мая – 01 июня 1916-го года англичане пришли к окончательному и бесповоротному выводу полной несостоятельности тарана как самостоятельного орудия уничтожения противника и отказались от него. Вслед за бобби по мере сил последовало всё мировое кораблестроение, прежде всего янки, которые 25 октября 1944-го года в проливе Суригао доказали вслед за испанцами теперь уже японцам ущербность попыток создать из линейных крейсеров полноценные линкоры. (См. Рис. 3)

Ещё одним, пусть и чуть более поздним выводом стала исчерпанность линейных крейсеров и необходимость продолжения вложений в быстроходные линкоры, итогом чего стали быстроходные, мощные и защищённые насколько это возможно «Король Гриша 5-ый» (HMS «King George V»).

Таким образом, отклонения в военно-морских делах второй половины XIX-го – первой половины XX-го века на линейные крейсера и в тараны были всего лишь дорогостоящими и долгоиграющими ошибками неправильно сделанных выводов , приведшим к отклонениям от естественного пути развития военно-морского кораблестроения и применения..