До олимпиады «Ломоносов» по истории остается совсем немного времени. Предлагаем разобраться со спецификой заданий «Ломоносова» по истории российской государственности. Вот несколько наших наблюдений и рекомендаций:
100-летие создания СССР
В этом году исполняется сто лет со дня подписания союзного договора 30 декабря 1922 г. В связи с этим будет уместно повторить основные принципы и вехи изменений его партийно-государственной структуры. Из каких республик состоял СССР? Когда они вошли в его состав? Что такое Политбюро, и чем оно отличается от Президиума? Кто считался номинальным главой СССР, а кто был его реальным руководителем? Какие города получили имена советских деятелей?
Символы власти
Весьма часто составляются задания на анализ символики государственной власти в истории России. Для правильного ответа на вопрос необходимо понимать значение ключевых знаков, в частности, понимать геральдику.
Институты власти в Российской империи
Внимательно изучите историю ключевых государственных учреждений Российской империи: Сената, Синода, Государственного совета, Государственной думы, коллегий и министерств и др. Обратите внимание на то, как менялись их функции, полномочия и значение.
Современное государственное устройство
Для ответа на последние два развернутых вопроса в олимпиаде вам потребуется коснуться вопроса возникновения современной Российской Федерации в Перестройку и 1990-е гг., а также быть знакомым с ее современным конституционным устройством. Последнее задание не является эссе, однако представляет собой развернутый ответ из множества пунктов с обоснованием собственного мнения. Как правило, вам предлагается сравнить схожие институты современной Российской Федерации и учреждения Российской империи, к примеру, Государственную думу или Государственный совет. Возможны вопросы про преемственность структур современной России и Советского союза. Периодически могут быть вопросы про систему наград в современной России и предшествующие периоды.