Представим, кто-то решил построить дом, строители предложили немного сэкономить на фундаменте. Экономия составила несколько сотен тысяч, но возможен плачевный итог— дом под снос, потери более миллиона. Не такова ли по свойствам вера для жизни всякого человека? Не она ли тот фундамент, на котором стоит человеческая жизнь?
Почему, собственно, можно было бы об этом говорить и задавать таким образом вопрос?
Человеку сущностно требуется положить основание для своих решений. Это можно проследить, наблюдая за тем, что всякий человек ищет оправдания своим действиям. И это естественно, но порой эти оправдания очень сомнительны. Такие, например, как: такова жизнь; у меня не было выбора; меня так воспитали. В общем-то, все они сводятся к простому переложению ответственности, потому что сам человек не имеет вразумительного основания своим поступкам. Такого человека можно было оправдать тем, что, на самом деле, основания, о котором можно было бы сказать, что оно является достаточным знанием, — нет.
Теперь то и возникает потребность во что-то поверить. И тут начинается поиск самого глубинного основания — смысла жизни. Потому что всякое решение должно быть положено именно на этом основании. Кто-то на этом пути верит, что ученые могут дать ответ на этот вопрос, а кто-то считает, что сфера деятельности ученых вообще находится вне сферы смыслов. В любом случае, думаю, можно смело говорить: экономия на поиске этого основания (по-другому говоря, истиной веры) может быть подобна закладке в фундамент пустой полости, или даже бомбы, или вообще использованию киселя вместо бетона.
Хорошо, если человеку получится заметить это раньше, чем исправить положение станет невозможно. Впрочем, основная проблема мне видится в том, что ошибка в строительстве обычного дома не столь критична, как критична в основании жизни. Согласен, что тяжело понять, чем же все-таки заливать такое основание. Ведь на "рынке" религий так много предложений. Какое из них выбрать? Все ли они верные? Или верное только одно? Или ни одного?
Из последних трех вопросов самый острый второй: есть ли единственно истинная религия? Ведь если все религии верны или все неверны, то и переживать не стоит, потому что отсутствие религии — тоже вера, и в некотором смысле религия. Стало быть, она уже ничем не отличается от всех остальных. Следовательно, моя религия такая же относительно истинная (проще говоря, неистинная) как и все. И чтобы не было после моей смерти, если вообще что-то есть, — исход тот же.
И на этом обычно этот вопрос и закрывается. Ведь что выбирать, если уверен, что хорошего фундамента не существует?
Такова позиция большинства, но свидетельством ложности таких выводов мы видим состояние общества в целом. Общества, где человек человеку враг. Впрочем, не только постороннему, но и родным: своим родителям и детям, не говоря уже, что и самому себе. Достаточно посмотреть на количество абортов и суицидов.
Что же я предлагаю?
Самостоятельно определить, где же истина порой невозможно, но вполне возможно найти человека, которому бы можно было бы довериться в таком непростом выборе. Ведь строя обычный фундамент, мы прибегаем к советам профессионалов, так почему бы и здесь не использовать тот же подход? Профессионалом в этой сфере, однако, можно было бы назвать только того, кто не только своей жизнью, но и смертью свидетельствует о правильности своего выбора! Ведь смерть — последний экзамен, подводящий итог жизни, и задающий вопрос: для чего я жил, не напрасно ли?
Для меня таким человеком является преподобный Серафим Саровский.