Вспомнить всё и не поехать крышей. Фантастический боевик-детектив.
(Yucheitalja, 2020, Ю. Корея)
То, что у корейцев мало-помалу просыпается тяга к фантастике, мы видим по их относительно свежим сериалам "Игра в кальмара" и "Море спокойствия".
Поэтому самое время задать вопрос, а что там у них на фантастическом фронте в большом кино. Тем более, вон и какая-то новинка до нас добралась. Разве что полуторагодичной давности, ну да не будем придираться к календарю.
Начало у "Ускользающего человека" сразу обнадеживает, хотя и эксплуатирует затертую до подкладки, тему амнезии главного героя - так же как в "Идентификации Борна", "Помни", "Кто я?", "Рейд: Пуля в голове", "Хэнкок" и многие-многие другие "всё-забыл-фильмы".
И вот наш Герой приходит в себя на месте автомобильной аварии - его машина ночью врезалась в столб, - недоуменно смотрит на обкрадывающего его бомжа и...
...И осознает, что он помнит лишь две вещи: родной корейский язык и что ходить надо вверх головой и вниз ногами. Тогда как всё остальное в мире покрыто для него мраком - с редкими вспышками в памяти чьих-то лиц, не вызывающих ни малейших ассоциаций.
При этом голова у Героя, что характерно, ни обо что не треснулась, как и сам он практически не пострадал.
Далее, спасибо вызвавшему "неотложку" бомжу (сам он в сюжете еще не раз появится), Герой съездил в больничку обклеиться лейкопластырем. И попутно обнаружил при себе кое-какие документы - хорошая зацепка, чтобы начать поиски самого себя в большом городе.
Однако в этом и кроется минус всех историй про потерю памяти: про них решительно нельзя рассказывать без спойлеров. Ведь любой, даже маленький шаг Героя по сюжету - это уже огромный скачок в раскрытии интриги его биографии. И заодно тех еще неведомых ему проблем, в которые он встрял.
Лишь одно в данном случае не является спойлером (что описано и в аннотации фильма) - тот факт, что амнезия была не единственной и даже не худшей бедой Героя.
Главная его проблема вскрылась чуть позже и поначалу вогнала его в шок. Как выяснилось, дважды в сутки, буквально по таймеру (не спрашивайте, откуда такая сверхточность, этого нам все равно не объяснят) сознание Героя покидало одно тело и мгновенно перемещалось в другое. С полным подавлением на 12 часов разума "хозяина", но после ухода "захватчика" тот снова становился самим собой. Разве что не помнил, что творилось с ним всё это время.
Удачная фантастическая идея, еще больше усложнившая и углубившая сюжет?
Бесспорно. И реализована она в целом красиво, динамично и драматично. Вот только когда настаёт пора раскрывать причину этой аномалии, тут-то создатели картины и сдулись по полной. И не придумали ничего лучше примитивной банальщины, которая вдобавок не объяснима даже с точки зрения научно-фантастической логики. Типа "Ну вот как-то так это всё работает, а почему - ой, лучше не спрашивайте!".
При том, что, повторюсь, сама "механика" их "сказочного" допущения с перелетом сознания туда-сюда вписана в сюжет хорошо. Особенно в сочетании со столь же добротным экшеном, коего здесь в избытке. Поэтому до самой развязки и не подозреваешь, что корнем всех бед Героя служит столь "топорная" причина, что она вмиг портит всё фантастическое обаяние фильма.
Воистину: обиднее рояля в кустах может быть лишь выкатившийся оттуда барабан, да к тому же рваный.
***
В общем, мой вам совет не навязчивый, но практичный: если хотите ознакомиться с этим новым корейским боевиком, не ждите от него навороченной фантастики, под которую он ловко маскируется три четверти фильма.
Просто смотрите его изначально как боевик с легким фантастическим налетом - и всё. И тогда, уверен, он не обманет ваших не завышенных надежд и понравится вам гораздо больше. Потому что именно как экшен-детектив с кучей драк, перестрелок и погонь "Ускользающий человек" сработан на хорошем B-movie-уровне и с этой точки зрения претензий к нему нет.