Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Прошедший 2021 год оказался сложным как для геополитики, так и глобальной экономической системы. Планету продолжали сотрясать конфликты, а пандемия коронавируса привела к сбою международной системы логистических цепочек, что отразилось на ценах продукции и сроках ее поставки.
В этой сложной ситуации Узбекистан и Китай старались выстраивать прагматичные отношения, ориентируясь прежде всего на взаимовыгодное партнерство на основе равенства и взаимоуважения. В результате странам удалось не только существенно нарастить товарооборот, но и провести ряд ключевых политических мероприятий, продемонстрировавших общность курсов в решении ключевых международных проблем.
Контакты на высшем уровне
Политическая повестка Ташкента и Пекина в прошлом году была крайне насыщенной. Лидеры двух стран не только провели несколько телефонных переговоров, но и обменялись поздравлениями по случаю памятных дат. Кроме того, активно взаимодействовали главы внешнеполитических ведомств, не говоря уже об экспертных сообществах и мозговых центрах.
Вторая министерская встреча «Китай – Центральная Азия» позволила обсудить широкий круг вопросов
Ключевой тезис всех этих встреч: стороны готовы усилить сопряжение стратегий развития и продвигать всестороннее сотрудничество, расширять масштаб инвестиций в торгово-экономической сфере, а также реализовывать потенциал в таких сферах, как цифровые финансы и трансграничная электронная торговля.
В ходе телефонного разговора в октябре председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что китайская сторона намерена импортировать из Узбекистана больше экологичной сельскохозяйственной продукции высокого качества. Он также добавил, что сторонам следует повысить уровень взаимосвязанности и поддерживать сотрудничество предприятий двух стран в нефтегазовой области, а также усилить партнерство в области сокращения масштабов бедности и обогатить содержание гуманитарного сотрудничества.
Лидер КНР подчеркнул, что за пять лет с момента установления всесторонних отношений стратегического партнерства взаимоотношения двух стран во всех областях достигли небывало высокого уровня. При этом китайская сторона уделяет большое значение развитию отношений с Узбекистаном и поддерживает его в движении по пути развития, отвечающему его национальным особенностям.
Еще одним важным событием стала вторая министерская встреча в формате «Китай – Центральная Азия», которая прошла в Сиане. Ее участники отмечали, что активный диалог между государствами региона и КНР способствует дальнейшему продвижению взаимовыгодного сотрудничества, обеспечению устойчивого социально-экономического развития, позволяет выработать меры противостояния современным вызовам и угрозам, преодоления негативных последствий коронавирусной пандемии.
При этом представители деловых кругов назвали в качестве одного из важных факторов реализации имеющегося потенциала дальнейшее продвижение сотрудничества между регионами Китая и государствами Центральной Азии. В частности, Ташкенту и Пекину это поможет ускорить стратегическую цель по достижению в ближайшие годы товарооборота в 10 миллиардов долларов, а также обеспечить сбалансированность показателей экспорта и импорта. Еще одним важным базисом для достижения этой цели станет прорабатываемая сегодня программа пятилетнего развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между правительствами Узбекистана и КНР.
Одна из главных точек для роста в партнерстве двух стран – совместные проекты
Мощным завершающим аккордом в политической повестке стал визит в Узбекистан специального представителя правительства Китайской Народной Республики по делам Евразии Ли Хуэя. Он провел переговоры с премьер-министром Узбекистана Абдуллой Ариповым и министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым, а также выступил на международной конференции, посвященной повышению эффективности государственного управления.
Китайский дипломат отметил, что власти КНР намерены и дальше развивать стратегическое партнерство с Узбекистаном, подчеркнув, что уже достигнутые успехи стали возможны благодаря тесной дружбе, установившейся между лидерами двух стран.
Ли Хуэй также подчеркнул, что сегодня Китай занимает одно из ведущих мест среди торговых партнеров и инвесторов в Узбекистане. При этом динамичный процесс расширения двустороннего взаимодействия продолжается несмотря на пандемию.
Экономическая повестка
Ключевым показателем успешности взаимоотношений двух стран в сфере экономики является торговый оборот. В прошлом году Ташкент и Пекин смогли увеличить товарооборот до 7,4 миллиарда долларов, что на один миллиард долларов больше, чем в предыдущем году. В результате КНР заняла второе место в общем внешнеторговом обороте Узбекистана, уступив совсем немного России – около 70 миллионов долларов.
Китай является крупнейшим поставщиком оборудования и продукции машиностроения в Узбекистан
Наша страна экспортировала в Поднебесную товаров на 2,5 миллиарда долларов (в 2020 году – 1,9 миллиарда долларов), а импортировала – на 4,9 миллиарда долларов.
При этом важно, что Китай второй год подряд занимает первое место среди крупнейших экспортных рынков для узбекской продукции. Отечественные компании поставили в КНР в прошлом году 130,7 тысячи тонн плодоовощной продукции на 111 миллионов долларов, текстильную продукцию на 636 миллионов долларов (21,7 процента от всех поставок узбекского текстиля).
С другой стороны, именно Поднебесная стала ключевым партнером отраслей узбекской экономики, заняв первое место по поставкам машин и транспортного оборудования. В прошлом году из КНР было поставлено такой продукции на 2,7 миллиарда долларов (33 процента от общих поставок). Также Поднебесная заняла второе место по поставкам промышленной продукции в Узбекистан – 888 миллионов долларов (18,8 процента от всех поставок).
Еще один важный момент – деловая активность предпринимателей двух стран. На 1 января 2022 года число предприятий с участием китайского капитала в Узбекистане достигло 1927, увеличившись на 266 за год. Это второй показатель после России.
Число узбекско-китайских предприятий в Узбекистане по итогам прошлого года достигло 1927
Не случайно, что во время продолжающейся пандемии, на первые роли вышло сотрудничество в фармацевтической промышленности. Одним из крупнейших совместных проектов в прошлом году стал запуск производства узбекско-китайской вакцины от коронавируса ZF-UZ-VAC2001 в Алмалыке.
Соглашение о производстве препарата было подписано в августе 2021 года между китайской биофармацевтической компанией Anhui Zhifei Longcom Biopharmaceutical Co. Ltd и узбекским предприятием Jurabek Laboratories. Согласно договоренностям первоначально на мощностях в нашей стране разливают 10 миллионов доз препарата в месяц. В дальнейшем объемы будут увеличены до 200 миллионов доз в год. Стороны также достигли договоренности о трансфере китайской технологии производства вакцины и повышении квалификации узбекских ученых и специалистов в Поднебесной.
Другой не менее важный проект, который стороны активно прорабатывали в 2021 году, – строительство фармацевтического завода в Карманинском районе Навоийской области, который станет первым предприятием в Узбекистане, осуществляющим химический синтез субстанций лекарственных препаратов. Именно здесь планируется производить препараты для лечения коронавируса.
Не стоит забывать и о новых технологиях. В Фергане на завершающую стадию вышел проект по производству нескольких видов китайских электромобилей. Мощности расположены на Ферганском механическом заводе, стоимость проекта оценивается в 50 миллионов долларов, из которых 40 миллионов долларов – прямые иностранные инвестиции, пять миллионов долларов – банковский кредит и еще пять миллионов долларов – средства узбекских предпринимателей.
В прошлом году на первые роли вышло сотрудничество Ташкента и Пекина в фармацевтической промышленности
Проект будет реализован в несколько этапов и завершится к концу 2022 года. При выходе на полную мощность здесь планируется выпускать до 10 тысяч электромобилей в год, будет создано свыше 300 рабочих мест.
Огромную роль для Узбекистана играет содействие китайских властей в расширении экспорта отечественной плодоовощной продукции на рынок Поднебесной. На сегодняшний день Узбекистан уже получил разрешение на экспорт в КНР сельхозпродукции по 16 наименованиям. Среди них черешня, дыня, острый перец, гранат, маш, кунжут, изюм, сушеный абрикос, грецкий орех, соленые и сладкие косточки абрикоса, виноградные косточки, арахис, натуральный мед, сушеный острый перец и сушеный чернослив.
Китай второй год подряд занимает первое место среди крупнейших экспортных рынков для узбекской продукции
Такая позитивная динамика обусловлена успешной работой по устранению существующих торговых барьеров. При этом профильные ведомства двух стран продолжают реализацию ряда проектов по расширению номенклатуры и перечней поставщиков сельскохозяйственной продукции. В частности, одним из последних успехов в этом направлении стало подписание в прошлом году протокола о фитосанитарных требованиях и контроле за экспортом лимонов между Агентством по карантину и защите растений Узбекистана и Главным таможенным управлением КНР. Фактически именно этот документ стал пропуском для отечественных лимонов на рынок Поднебесной.
Другое перспективное направление – экспорт граната. Разрешение на отправку этой продукции в Китай было получено в апреле прошлого года. По данным экспертов, Узбекистан пока экспортирует сравнительно немного граната – от 10 тысяч до 15 тысяч тонн в год, при этом большая часть идет в Россию и другие страны СНГ. Китай же является крупнейшим мировым импортером этого продукта и завозит гранатов на астрономическую сумму более чем один миллиард долларов в год.
В целом, по словам экспертов, прошлый год выдался для узбекско-китайских отношений крайне динамичным, при этом 2022-й станет ключевым в определении стратегии будущего развития, так как он пройдет под знаком 30-летия установления двусторонних отношений.
Присоединяйтесь! Важные и актуальные события дня. Прокатись в нашей "Телеге".