Найти в Дзене
Мастерская "Калежа"

Секреты изготовления подстаканников от мастерской «Калежа»

Оглавление

Подстаканник у большинства из нас ассоциируется с поездами и «железнодорожной романтикой». А интересовались ли вы когда-нибудь историей этого предмета: кому впервые пришла в голову идея поместить горячий стакан в специальную подставку? Мы подготовили для вас краткий экскурс в прошлое подстаканников, надеемся, вам будет интересно!

От бересты до латуни и мельхиора: эволюция подстаканников

Самые первые подстаканники создавались из бересты и использовались нашими предками еще в далеком XVI веке. Фарфоровых изделий на территории России в те времена не было, а потому знатным людям приходилось пить чай из стеклянных стаканов. Именно подстаканники позволяли им наслаждаться горячим напитком, не обжигая рук.

К середине XIX – началу XX века столь востребованным у знати предметом заинтересовались ювелиры, осознав возможность потенциального заработка. И превратили его в настоящее произведение искусства! Мастера изготавливали разные подставки под стаканы: литые; украшенные узорами, драгоценными камнями и эмалью. Столовую утварь приобретали и дарили повсеместно. Самые зажиточные граждане могли похвастаться подстаканниками, выполненными по индивидуальному заказу, – другого такого экземпляра было не сыскать.

Однако после социалистической революции 1917 года выпуск подстаканников прекратился полностью. Возобновить их создание удалось лишь к 1940 году. В ход шли различные материалы: серебро, пищевой алюминий, латунь и мельхиор. А среди методов производства появились гравировка и выдавливание рисунка.

Фото pixabay.com
Фото pixabay.com

Наряду с массивными столами, трибунами и кожаными сумками-саквояжами, подстаканники стали настоящим символом «корпоративного» стиля СССР. Тогда же данные изделия заняли свое место в зарождающейся железнодорожной индустрии Советского Союза. С тех пор они так и продолжают помогать пассажирам не проливать горячий чай во время движения поезда.

Как делают подстаканники?

Обычно их изготавливают из латуни. Добиться конечного результата помогают разные методы обработки металлов. Мы в мастерской «Калежа», например, используем технологию художественного литья. Для получения необходимой формы наши мастера вырезают каждую деталь вручную.

Давайте посмотрим на этапы работы:

  1. Сначала из куска, в зависимости от задачи, твердого пластика, кости, модельного воска или дерева, вырезается гравюра – модель будущего изделия. В ней мастер вырезает самые мельчайшие детали композиции.
  2. Затем с данной заготовки снимают форму, покрывая ее вязкой пластической массой.
  3. После застывания получившуюся форму заполняют расплавленным воском.
  4. Воск затвердевает и превращается в рельефную пластину – именно так выглядит наш подстаканник в развороте.
  5. Модель сворачивают в цилиндр и склеивают ее края с помощью паяльника.
  6. Затем к готовой восковке присоединяют крестовину с отверстием посередине и надевают конструкцию на стержень. Все эти детали тоже сделаны из воска.
  7. Получившуюся инсталляцию помещают в металлический цилиндр, в который также заливают формовочную смесь, похожую на гипс.
  8. После затвердевания этой массы цилиндр с восковой заготовкой ставят в печь. При определенной температуре воск внутри застывшей смеси плавится и выливается через нижнее отверстие. Там, где раньше была восковка, остается полое пространство – это и есть последняя форма для будущего подстаканника.
  9. На следующем этапе полости цилиндра заполняются раскаленной латунью. Жидкий металл заливается под вакуумом, чтобы поверхность окончательного изделия получилась гладкой. Если во время заливки не вытягивать воздух, то стенки подставки под стакан будут пористыми. Это происходит из-за того, что текстура латуни напоминает губку.
  10. После того, как сплав застынет, форму изделия размывают с помощью воды, – затвердевший в печи раствор становится мягким и вытекает из цилиндра.
  11. Наконец извлекается готовое латунное изделие, но работа еще далека от завершения. Его нужно обмыть под мощными струями воды, чтобы удалить последние остатки формовочного раствора.
  12. Затем подстаканник собирают воедино: с помощью горелки и серебряного припоя присоединяют к основанию дно и ручку.
  13. Далее наступает время для обработки и последних штрихов: металл шлифуют, а затем тонируют либо полируют.

Вот так и создаются знаменитые российские сувениры для любителей чая.

Подарочные изделия от мастерской «Калежа» обязательно привнесут особую эстетику в ваше чаепитие. Закажите эксклюзивные подстаканники на нашем сайте, они станут отличным подарком для любителей путешествий.