Знаете, друзья, наш ум как-то иначе начал отзываться на речь. Слова, сказанные, как будто перестали быть наполненными смыслами, как будто опустели…
Мой младший сын, будучи шестиклассником, однажды сказал мне: «Мама, знаешь, на четвёртом уроке я слушал учителя... И ничего не слышал… хотя очень старался слушать»…
Для меня и для него тогда это стало маленьким, но поразительным открытием…
Может, действительно, в наш век зашкаливающего наплыва информации мозг просто начинает не справляться с нею, блокируя смысловые и аналитические центры, чтобы не взорваться…
Поэтому давайте при осмыслении прочитанного или кем-то сказанного, чтобы оно дошло до нас во всей своей смысловой полноте, обратимся к старым, как мир, но очень эффективным методам познания и осмысления действительности .
Это методы – любование и созерцание.
Если кратко охарактеризовать эти методы с позиции разных словарей, высказываний философов, учёных, то метод любования - это эмоциональная форма усвоения нового.
Созерцание - метод познавательной деятельности человека, где наше сознание обращается непосредственно к предмету или явлению, на который оно направлено.
Оба эти метода предполагают сознательное, иногда бессознательное, обращение вглубь себя, слушание своих ощущений, эмоций с целью увидеть внутренним взором то, что не видит, не улавливает глаз, что не слышит ухо, не может «переложить в слова» ум.
Так сказать, акт познания, не связанный с умственной деятельностью. В поисках истины… чего-то очень важного, ускользающего от нашего видения и понимания.
Созерцать и любоваться – значит, продолжительно рассматривать предмет или явление, вникая в него разумом и духом, … не разражаясь словесами. Стараясь проникнуть в саму его суть. Уходя от умозрения в чувствознание.
Искусство в давние времена было одним из самых верных и уважаемых способов передачи и получения информации. Многие люди и сейчас ещё ходят в музеи, чтобы через любование и созерцание погрузить себя в особую атмосферу духа, почувствовать некие волны движения своей Души. И через это обогатиться, понять что-то очень нужное и важное.
Поэтому давайте включим любование и созерцание - обращение вглубь себя, слушание своих ощущений и чувств в наш арсенал познания себя, мира, действительности как очень важные методы.
...
И, знаете, друзья, ко всему, что я пишу, я открываю дополнительно тематические галереи. Для уроков любования и созерцания … для душевных поисков и высших ощущений себя.
Проведём пробную экскурсию в маленькую картину галерею – мою подборку на тему «Мир детства». К сожалению, не под всеми картинами было их название, но это нам никак не помешает. Хотя я и очень удивилась. Такое неуважение к художникам.
Мир детства. Это, знаете, такая огромно-неведомая тема – просто поле непаханое!
Да, ум-то знает об этом много, а вот с чувственной сферой, с внутренним душевным видением… часто … тихая пустота…
Входить в чувствознание темы мы будем начинать с любования с последующим созерцанием - погружением в образы и смыслы, переданные художником в своём произведении – в картине.
Не забудем и о самом художнике. А он что видел в этом сюжете? Почему выбрал, что чувствовал…
И не надо давать словесных объяснений и оценок. Ну просто прикройте рот рукой!
Пусть полученная чувственная информация поживёт там, внутри, поварится, поперерабатывается… это очень важно! Она сама позже самовыразится в Вас…
Итак, начинаем.
Мир детства…
Семь картин. Семь мировосприятий... Попробуйте ощутить, с какими чувствами Вы выходите с этой маленькой картинной галереи?
И - до новых встреч!