Наверное, нынешние мальчишки и девчонки, объяви страна о новом БАМе, тридцать раз подумают, прежде чем решиться. А те, получается - их бабушки и дедушки, ехали, не задумываясь, на край света. Убелённые сединами, сегодняшние ветераны чаще говорят о запахе тайги, о романтике, о том, что комсомол тогда сказал: «Надо!».
Ещё раз убеждаешься в этом, читая книгу Людмилы Новиковой. В главе «Премьера спектакля» рассказывается о том, что театр на БАМе был не просто творческой отдушиной, а местом, где решались производственные вопросы. Как? Прочитайте и всё поймёте!
16 апреля в Звёздном состоялась премьера спектакля «Заседание парткома». Праздничный гул оживленной публики, заполняющей зал, будоражил, заставляя учащённо биться сердца. Волновались отчаянно, хотя и пытались не показывать трепет и смятение.
Эта постановка была не только средством творческого самовыражения, но и стала серьёзным экзаменом на рабочую сознательность, гражданскую позицию. Наконец-то у нас появилась возможность рассказать о самом наболевшем.
Ещё свеж в памяти случай, когда бригаду Бондаря сняли с путей и отправили валить лес в район разъезда Небель для расширения станции. Через две недели монтёров пути отозвали на прежнее место. Когда пытались выяснить причину, оказалось, что не готова смета. Шесть дней потратила бригада на переезд туда и обратно, в результате была потеряна рабочая неделя.
В прологе спектакля Александр Бондарь, игравший управляющего трестом Батарцева, обратил внимание присутствующих в зале руководителей на плохую организацию труда в СМП-266 и в качестве конкретного примера привёл этот случай.
Бригадира Потапова, из-за которого разгорелся весь этот сыр-бор, весьма убедительно сыграл Владимир Графов. В монологе героя, который отличался принципиальностью, немало слов, которые с предельной ясностью вскрывают истинное положение вещей:
- Никакие мы не передовики! – заявляет Потапов на заседании парткома, тем самым как бы бросает вызов тем, кто признал, назначил коллектив лучшим.
Через призму происходящего на сцене появилась возможность критически осмыслить сложившуюся в поезде практику. Самодеятельные артисты как бы проводили аналогию между проблемами в сценической бригаде Потапова и действующим коллективом монтёров пути. И на сцене, и в реальной действительности бездействие, нерасторопность руководителей высшего, среднего звена зачастую становились камнем преткновения, тормозили производственный процесс.
Бондарь не мог не понимать, что после такого публичного выступления-разоблачения, после «наезда» на начальство мог впасть в немилость со всеми вытекающими отсюда последствиями. Согласитесь, чтобы решиться на такое, нужно иметь определённое гражданское мужество. Но бригадир знал: на его стороне правда. А ещё был уверен, что за его спиной соратники, верные друзья, с которыми он прошёл огонь и воду, они не предадут, не бросят в трудный час.
Зрители очень тепло приняли спектакль: проблемы, затронутые в нём, были близки и понятны рабочему классу. Премьера спектакля – трогательное и в то же время долгожданное событие, когда все актёры театральной бригады после напряжённых репетиций могут радоваться, торжествовать: поставленная режиссёром задача выполнена.
С «Заседанием парткома» побывали на всех опорных пунктах Западного участка БАМа. После спектакля разговор продолжился. Участники и зрители общались, налаживали прямые контакты, устанавливали тесные связи со смежниками по всей технологической цепочке.
По замыслу Байкова и Бондаря это было неформальное действо, вынесенное за сценические рамки. Принимались обязательства соцсоревнований, устанавливались реальные, иногда жёсткие сроки их выполнения – так рождалось бамовское движение «Рабочая эстафета».
Для того чтобы на БАМ вовремя поступали рельсы, для налаживания связей с поставщиками Бондарь, по поручению, руководителей, ездил в командировку на металлургический комбинат в Новокузнецк.
Спектакль «Заседание парткома» не был спектаклем-однодневкой. Его удивительная живучесть объяснялась актуальностью, злободневностью. Он не сходил со сцены много месяцев. После премьеры этого спектакля Александр Бондарь стал самым горячим поклонником театра и с тех пор уже не разделял дел театральных и дел бригадных.
С той лишь разницей, что в тайге его указания бригадира равносильны приказу, а в театре он – рядовой исполнитель, вместе со всеми смиренно выслушивающий замечания режиссёра.
Спасибо, что остаётесь с нами)))
Пишите комментарии, подписывайтесь на канал!