Промышленник и меценат Савва Мамонтов — один из немногих современников, который разглядел гений Михаила Врубеля. Выясним, зачем Мамонтов спасал от голода и нищеты не понятого публикой Врубеля и почему видел в его работах «истинное искусство».
«Дар возбуждать творчество в других»
Савва Мамонтов стал обладателем огромного состояния, продолжая дело отца — строительство железных дорог в России. Но прозвище Савва Великолепный он получил не за дар предпринимателя: он был меценатом и благотворителем, подобным Лоренцо Великолепному — итальянскому покровителю искусств времен Возрождения.
Сам Савва Иванович не раз говорил, что стремится к Ренессансу русской культуры: он оплачивал деятельность журнала «Мир искусства», создал частный оперный театр, способствовал появлению Музея изящных искусств в Москве. Художник Виктор Васнецов писал: «В нем была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».
Главным вкладом Саввы Мамонтова в живопись стала организация художественного кружка в имении Абрамцево, где меценат создал необходимые условия для плодотворной работы художников. Здесь творили Валентин Серов, Виктор Васнецов, Константин Коровин: следы их пребывания в имении можно увидеть на многих полотнах того времени. В деятельность этой мастерской после приезда из Киева оказался вовлечен и Врубель.
«Черт его знает, что это, а хорошо»
В 1889 году Михаил Врубель приезжает в Москву: эта короткая, как он полагал, поездка, открыла новый период его творческого пути, продлившийся полтора десятка лет. В Киеве 33-летний художник не добился тех творческих высот, на которые надеялся: небольшие гонорары от подработок и уроков рисования быстро исчезали, а крупные работы ему и вовсе не заказывали.
Оказавшись в Москве, Врубель обратился к художнику Константину Коровину. Тот, желая затащить друга в гущу художественной жизни, познакомил Врубеля с Саввой Мамонтовым. У мецената явно было особое чутье на талантливых новаторов: он помог художнику с квартирой, хотя сам не сразу понял «Демона сидящего», над которым тогда работал мастер. Позже Мамонтов говорил Станиславскому: «Сегодня Врубель сидел и мазал. Черт его знает, что это, а хорошо».
«Он становился львом, когда ему нужно было защищать искусство»
Савва Мамонтов, впустив Врубеля в свой художественный кружок, начал активно помогать ему с заказами. Для этого он решил разместить два панно художника — «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» — на Всероссийской промышленной, торговой и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Но академическая комиссия выставки забраковала полотна. Тогда Мамонтов решил этот вопрос поистине меценатским широким жестом: он выкупил эти полотна у Врубеля и построил для них отдельный павильон рядом с выставкой.
Публика, заинтересовавшись таким скандалом, выстраивалась к павильону в очередь. Успех Врубелю был обеспечен. Станиславский в «Воспоминаниях» писал о Савве Мамонтове в подобных ситуациях: «Он становился львом, когда ему нужно было защищать искусство от грубого насилия профана».
«Портрет действительно как экспрессия»
Благодаря поддержке Мамонтова, Врубель создал немало работ. Самая известная врубелевская серия — «Демониада» — тоже вряд ли бы появилась без меценатской поддержки. Но главной картиной, раскрывающей отношения художника с покровителем, стал портрет Саввы Мамонтова кисти Михаила Врубеля.
У Врубеля портретов мало. И хотя сходство всегда великолепно давалось художнику, каждый из созданных им образов кажется сказочным, возвышенным над обыденностью. Так и на портрете Саввы Мамонтова: перед нами будто былинный герой, могучий широкоплечий богатырь с зорким взглядом: «Ему тесно в кресле, в комнате, в Москве.… это тот же русский богатырь Микула, только одетый во фрак и лакированные штиблеты».
Автор не скрывает восхищения своей моделью: перед нами неукротимый, властный, энергичный человек. Сам Врубель гордился созданным портретом, а увидев его спустя годы после создания, написал жене: «Портрет Саввы Ивановича действительно как экспрессия, посадка, сила языка и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня… все, что сделано, более чем правдиво — красочно и звучно».
Но, несмотря на торжественность образа, черный колорит и скульптура плакальщицы в верхней части работы создают угрюмое, безотрадное настроение. Картина написана незадолго до банкротства Мамонтова, ложных обвинений в растратах и заключения его под арест, от которых тот так и не сможет оправиться. Такая мрачность полотна превращается в тайну, почти пророчество.
Для справки:
Банк ВТБ и Государственную Третьяковскую галерею связывают многолетние партнерские отношения. Масштабная выставка работ Михаила Врубеля, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, продлится в Новой Третьяковке на Крымском валу до 8 марта 2022 года. Здесь представлено более 300 произведений художника из 17 музейных и частных коллекций. Более 100 работ поступило в экспозицию из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).