Найти тему

"Найдись, Симулякр!" (Зачем нужен Жан Бодрийяр?)

  • "Мы находимся в мире, в котором всё больше и больше информации и всё меньше и меньше смысла" (Жан Бодрийяр, "Симулякры и симуляция").

Постмодернистов я только начинаю читать, и даётся мне это чтение - нелегко. Мишель Фуко, Ролан Барт, Жан Бодрийяр, другие - у них множество интересных, глубоких мыслей, они возделали огромное интеллектуальное поле для самоанализа, самокритики, общественной дискуссии, оказали колоссальное влияние на философию, литературу и искусство после "левого мая 68-го". И вместе с этим, за постоянное желание подвергать сомнению даже те вещи, которые необходимы человеку в устойчивом состоянии, за ввод огромного количества иногда совершенно лишних понятий, за усложнение и без того сложных схем и конструкций в области мысли, философии, психоанализа, за вот это всё - не люблю постмодернизм. Но понимаю важность такой литературы - как взгляд на мир, как попытку объяснить происходящее вокруг. Потому, мой текст сегодня будет - о французском философе Жане Бодрийяре. И о его "opus magnum" - трактате "Симулякры и симуляции", что вышел в 1981-м году.

Эта работа - о "подмене реального знаками реальности" в современном мире. Бодрийяр исследует взаимоотношения между людьми, населяющими мир сейчас и знаками, которые создают сегодняшний мир. Рассуждает о роли кино и медиа, пишет о красивых иллюзиях, населяющих наш мир. Наконец, не придумал, но ввёл в широких обиход понятие "симулякр". Вот об этом обо всём - по порядку.

...

По Бодрийяру, мы живём в мире, где "всё больше и больше информации, но всё меньше и меньше смысла". В этом мире, по мнению философа, ключевое явление - это симулякр. Некий знак, который изначально был придуман как замена чему-то реальному, а позже - вообще вытеснил эту самую реальность, оставив лишь себя. Этот знак стал сначала обмениваться на смысл, а потом и вовсе вытеснил смысл, как что-то ненужное и не имеющее ценности.

Сам Бодрийяр выделяет четыре фазы развития, от образа реальности к чистому симулякру:

  • образ отражает реальность;
  • образ маскирует и искажает реальность;
  • образ маскирует отсутствие реальности;
  • образ вообще не имеет отношения к реальности, являясь чистым симулякром;

По Бодрийяру - мы живём в мире, где наступает (или уже наступила) четвёртая фаза. Хотя ключевым поворотом философ считает переход от второй фазы (когда знак скрывает нечто - словно шифр) - к третьей (когда знак уже скрывает то, что за ним ничего нет). Это переход - появление симулякра. Симулякра - как знака, который симулирует что-то, не имеющее отношение к реальности.

...

Безусловно, как западный мыслитель, для подтверждения своих теорий, Бодрийяр оперирует примерами западной культуры: Диснейленд, фильмы из Голливуда, скандалы во французской прессе. Тем не менее, суть примеров - понятна.

Например, рассуждая о возрастающей роли массмедиа в нашей культуре, Бодрийяр приводит прекрасный пример из фильма "Апокалипсис сегодня". Там есть момент, когда солдатам, бегущим на противника, кинооператор какой-то телекомпании кричит: не смотрите в камеру, делайте вид, что воюете, что стреляете. Казалось бы, абсурдная ситуация - война, которая происходит на самом деле, попадая в объектив кинокамеры, становится уже просто событием, явлением культуры. Его уже могут трактовать так или этак - в зависимости от выгоды "заказывающей стороны".

Или ещё тезис, что мне очень понравился - уже о связи кино и истории. Бодрийяр пишет: "миф, изгнанный из реального насилием истории, находит убежище на киноэкране". События, произошедшие когда-либо, называемые историей, воспроизводятся в кино в усеченном, плоском и отредактированном виде. Задачей является не научить, а продать. История, появляясь на киноэкранах, перестала быть учебником, а стала массовым развлечением. Потребитель переложил функции памяти, анализа, сомнений - на кино, оставив для себя лишь развлекательную часть. А теперь прокрутите в памяти ужас, снимаемый нашими товарищами "от культуры". Много там анализа и зрелых мыслей?

...

Ещё одно наблюдение философа, что мне безумно нравится - о сближении принципов работы у рекламы и у политической пропаганды. Бодрийяр даже называет конкретно событие, с которого начался данный процесс - это Октябрь 17-го. Сначала и то и то упрощается до лозунговой составляющей. А позже лозунги начинают ярко визуализировать. И различить теперь, где реклама бренда, где пиар-компания крупного производителя, а где мероприятие по продвижению кандидата - иногда сложновато.

Более того, пишет философ: "сегодня реклама стала своим собственным товаром". Она уже "требует" внимания, участия, взаимодействия с собой, как с полноценным "участником" мира, культуры. И рефреном звучит: "я потребляю, я покупаю" - "я голосую, я присутствую".

А тот, кто не желает становиться участником такого мира, невольно становится асоциальным элементом. Жан Бодрийяр пишет: "десоциализированным, а фактически асоциальным является тот, кто недостаточно восприимчив к медиа". И ведь насколько актуально это звучит и сейчас, особенно, если расширить понятие "медиа", вместив него мир соц.сетей, интернет площадки и прочие составляющие современного мира "онлайн".

...

И много, множество интересных вещей обдумывает философ на страницах своей работы. Книга интересна, хотя местами кажется перегруженной понятиями.

Но: слишком уж ВСЁ ставится под сомнение Бодрийяром - этим и отталкивает. Ведь то, что у человека или у общества в целом "плывёт" фундамент, какие-то основные понятия, принципы, вовсе не означает, что фундаменты или принципы перестали существовать вовсе. Всё же, человек - больше, чем знак. И не сводим к знаку. Как бы убедителен не был Бодрийяр.

...

У меня есть ещё немного по философии, забредайте:

(Михаил Чебунин).

Картинка из сети
Картинка из сети

#жан бодрийяр #симулякр #постмодернизм #философия #французская философия #франция #матрица