В воскресенье, 20 февраля, Церковь продолжает нас готовить к Великому посту. Тема данной Недели – евангельская притча о блудном сыне (см. Лк. 15:11–32).
Постепенно Церковь, водительствуемая Духом Святым, открывает нам, грешным, законы духовной жизни. Иерихонский слепой поверил, что Господь наш Иисус Христос сможет его исцелить. Закхей захотел увидеть Бога и потрудился ради этого. Всё это этапы развития человеческой личности в духовном плане. Этапы духовного роста души. Блудный сын захотел вернуться из ада в рай – от сатаны к Богу. И здесь уже (в этом году данная тема соединяется-перекликается со Сретением Господним) Бог Сам выходит навстречу человеку, идущему к Нему.
И не просто выходит. В Евангелии сказано так: «увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:20). Как много в этом стихе всего! Как много милости Божией!
Представим только: вот идет этот блудный сын, мучимый раскаянием, смиривший себя до зела. И уже сам в себе отвергающий себя как Божьего сына и желающий просто быть слугой-наемником Отца, потому что недостоин быть сыном. А здесь хочется остановиться на юридических принципах законодательства рабовладельческого строя. Он был сыном богатого человека – аристократа. У него было всё: деньги, власть, положение, свобода. Многое он промотал, однако положение и свобода у него-то остались. Но нет. Человек настолько осознает глубину своего нравственного и духовного падения, что готов отказаться и от свободы, и от положения, лишь бы быть наемником бесправным и безродным у Отца своего, лишь бы даже через отвержение себя причаститься-прикоснуться снова к святости. Какова глубина смирения!
И вдруг происходит еще большее чудо, от которого дух захватывает. Отец не выходит, а ВЫБЕГАЕТ к нему навстречу. Т. е. что это значит? Он всё это время, пока сын, будто осенний сухой лист, падал в пропасть греховную, ЖДАЛ. Отец ждал, что тот обязательно вернется. Ждал и копил энергию любви. Ждал, как матери ждали сыновей с фронта. И когда ему сказали, что сын возвращается, он, словно разжатая пружина, двигаемая кинетической энергией, выбежал к нему навстречу. И не просто прохладно обнял, нет! Спаситель говорит: пал к нему на шею. Т. е. словно бы упал на него, обнимая его так, как только отец или мать могут обнимать свое заблудшее, больное, израненное дитя.
И целовал его. А что такое поцелуй? Максимальное приближение человека к человеку, некое духовное единение, соединение. Я сейчас не говорю об эросе, похоти. Я говорю об агапэ – возвышенной, святой и духовной любви. Любви не страстной, но жертвенной, отдающей. И целовал его. И отдал ему всё. И одежду (Таинство Крещения), и перстень на руку (восстановление в сыновьем достоинстве, заключение с человечеством Нового Завета), и тельца упитанного (Тело и Кровь Христовы – максимально возможное соединение Бога и человека). И одесную Престола Божия посадил человеческую природу, всех нас в лице Господа Иисуса Христа, Пожелавшего навечно соединиться с нами.
У Рембрандта есть картина «Возвращение блудного сына». Она написана в последние годы жизни художника. И вот там в центре полотна – объятие сына и отца. Сын лысый. Стриженный, как каторжанин, сын, стоящий на коленях перед отцом. Волосы у древних народов были символом силы (вспомним библейского Самсона). Во времена Рембрандта, когда мужчины носили густые шевелюры, брили преступников, каторжан, чтобы все могли увидеть преступника. И вот перед нами блудный сын: лишившийся силы в результате греха и общения с падшими духами, преступник. Но кающийся смиренный разбойник-преступник, ставший перед отцом на колени. На картине он словно бы проникает в отца, соединяется с ним. Точно так же и отец, сгорбленный, наклонившийся над сыном, лицо его светлое и умиленное, просвещенное любовью. И руки его, возложенные на свое дитя, обнимают его так, словно бы хотят соединить сына с собою. Два человека как одно целое. Бог и человек, соединенные в единую Церковь любви.
Посмотри на свою жизнь? Бог благословил тебя родиться в мир. Он создал тебя. Бог освятил тебя в Таинстве Крещения. Он дал тебе всесвятейшее наследство: уничтожение первородного греха, соединение с Собою. Господь соделал тебя храмом Святого Духа. Остановись и посмотри на себя. Есть ли у тебя волосы? Наг ли ты или одет? И чем ты питаешься: рожками бесовскими или манной небесною?
И куда ты идешь? Ведь главное не пройти точку невозврата. Пока не поздно, беги к Отцу твоему Небесному. Он УЖЕ спешит навстречу тебе, чтобы заключить тебя в Свои любящие отцовские объятия.
Протоиерей Андрей Чиженко