Найти тему
Do-ko-le?

Что нас погубит? Пенсионная реформа? Но правильное реформирование пенсионной системы нас же и спасет!

Пенсионная система у нас и концептуально, и функционально несостоятельна. Концептуально абсолютно необъяснимо выделение в ней «особо значимых персон» - в лице госслужащих, депутатов, прокуроров, судей и иных «особ, приближенных к императору».

Да, пока эти люди занимали свои должности, они имели и особые оклады, и особые права, и особые привилегии, но как только они переходят в категорию пенсионеров, они становятся, с точки зрения государства, такими же иждивенцами, как и все остальные люди пенсионного возраста. При этом они и так имеют привилегии – в виде получения бесплатных квартир, доступа к получению «улучшенных» медицинских услуг, возможностей накопления и инвестирования части их повышенных доходов, и т.д., поэтому какие-то особые меры по выделению их из общей массы пенсионеров вовсе не выглядят оправданными.

А с точки зрения общественной значимости их прежней трудовой занятости едва ли справедливо отделять этих лиц от, например, врачей и учителей. Бисмарк писал, что мощь новой Германии создал простой школьный учитель. А депутатам и бюрократам он в этой роли отказывал.

В СССР, напомним, были только две категории пенсионеров: обычные, которые получали единую пенсию в размере 90 рублей в месяц, и персональные пенсионеры, которые, вместе с персональной надбавкой, имели 120 рублей. И все эти их пенсии оплачивались за счет средств государственного бюджета.

Сейчас, наоборот, пенсионные начисления для всех, в принципе, одинаковы, но из этого общего фонда «привилегированные лица» черпают значительно больше, чем обычные граждане. Так, один бывший президент СССР получает из этого общего фонда столько же, сколько 30 «простых» пенсионеров.

Кроме того, сама организация работы Пенсионного фонда вызывает вопросы и с точки зрения ее функциональной основы. Так, есть очевидный конфликт интересов – когда из этого же общего фонда получают свою зарплату и десятки тысяч работников самого этого фонда. Понятно, что в интересах их зарплат и премий им выгоднее экономить на занижении пенсионных выплат пенсионерам.

И, действительно, как показывают решения судов и материалы проверок надзорных органов (включая Счетную палату), в работе ПФР обнаруживается значительное число ошибок учетного (по стажу, по льготам и т.д.) и счетного характера, и практически все они – в пользу ПФР и в ущерб пенсионерам.

А ведь если это – просто ошибки, то по теории вероятности отклонения должны быть в обе стороны. Значит, это – не ошибки, а целенаправленная деятельность аппарата ПФР.

Кроме того, из этого же фонда выплачиваются и некоторые пособия непенсионного характера. При этом, как сообщается, ПФР работает с дефицитом и, соответственно, получает прямую «помощь» из государственного бюджета – что подается как особая поддержка пенсионеров со стороны государства.

А правильнее, на наш взгляд, оставить за ПФР только выплату обычных нормативных пенсий (в порядке их исчисления, принятом в СССР), а зарплаты работников ПФР, все надбавки «особым пенсионерам» и разные целевые пособия переложить на сам государственный бюджет. Тогда мы сможем увидеть реальную картину финансового состояния ПФР и, может оказаться, что и весь его дефицит – искусственного происхождения.

При этом необходимо отметить и еще одно обстоятельство. Оно связано с накопительной составляющей пенсионных фондов – которая в развитых странах обеспечивает надежность пенсионной системы в целом. С этой составляющей есть две проблемы: проблема инвестирования и проблема сохранения стоимости пенсионных накоплений.

Первая проблема имеет особый характер, она связана с общим функционированием экономической системы, которая должна открывать инвесторам возможности выгодного вложения своих средств. У нас же рынок действует почти исключительно в пользу спекулянтов, зарабатывающих на операциях с чужими деньгами. И пока всё так и остается, эта составляющая у нас не работает.

Что же касается инфляции, которая целиком вытекает из денежной политики государства, то было бы справедливым, чтобы государство само и индексировало пенсионные накопления - как собираемые в пенсионных фондах, так и сберегаемые на частных пенсионных счетах граждан. Именно так работают пенсионные системы ведущих стран мира.

Между тем, эти очевидные проблемы и задачи как-то остаются вне внимания властей, они видят свои функции только в реализации пенсионных псевдо-реформ (типа повышения пенсионного возраста – с тем, чтобы значительная масса населения просто не доживала бы до пенсионного возраста) и в привязке пенсий к окладам для привилегированных «слуг народа».

А те меры, которые им приходится принимать, пода давлением, в отношении обычных граждан, затем эффективно нивелируются в результате аппаратных действий самого ПФР. Так, ежегодная индексация пенсий установлена законом и даже закреплена в Конституции РФ, однако властями придумана особая категория «работающих пенсионеров», которые такой индексации якобы не заслуживают. И опять эта мера – в пользу «сбережения» той части пенсионного фонда, которая используется для выплат зарплат и иного социального обеспечения самих работников фонда.

В связи с этим представляются особенно интересными предложения, которые разработаны В.П. Заниным, известным государственником и общественным деятелем. Напомним, что Валентин Петрович Занин в студенческие годы был известным спортсменом – четыре раза выигрывал первенство СССР по академической гребле, был призером первенства Европы, участвовал в Олимпийских Играх в Мельбурне и Риме. Одновременно он окончил Ленинградский институт точной механики и оптики, потом – работал в оборонной промышленности. В 1977-1980 гг. - заместитель генерального директора по производству предприятия "Сигнал"; в 1980-1984 - главный инженер Государственного оптического института им. С.И. Вавилова; с 1984 г. занимал должность генерального директора НПП "Сигнал". В.П. Занин - действительный член Инженерной академии и Академии транспорта, автор более 20 научных трудов, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники. А представленные здесь предложения разработаны В.П. Заниным в рамках его Концепции обеспечения всякого гражданина РФ, достигшего пенсионного возраста, так называемым «безусловным базовым доходом» (ББД).

Как подчеркивает В.П. Занин, «Особое значение в любой общественной системе имеет наличие гарантий, обеспечиваемых государством - чтобы любой гражданин страны мог быть уверенным в том, что по достижении преклонного возраста он не останется в положении нуждающегося и лишенного необходимой государственной поддержки. И именно в этом ключевом вопросе людям крайне необходима понятность, определённость и надёжность такой поддержки».

Далее представлена, в общих чертах, Концепция такой системы пенсионного обеспечения граждан в РФ.

Организация пенсионных отношений, сбалансированных с учётом долговременных интересов разных групп населения.

Приоритетным обязательным правилом устанавливается обеспеченность гражданина России при достижении пенсионного возраста «безусловным базовым доходом» (ББД), рассматриваемым как его личная доля в совокупном общественном доходе, извлекаемом из использования основных фондов России, созданных трудом всего населения страны.

Источником финансирования этой доли устанавливается налог с потребления, составляющий 5% от цены реализации товаров и услуг. Общая сумма поступлений от этого налога, в ценах 2022 года должна составить примерно 13,5 трлн. руб. (из расчета общего объёма выпуска товаров и услуг в стране в размере 270 трлн. руб.).

При определении личной доли гражданина за ориентир принимается минимальный прожиточный минимум. В ценах 2022 года - это 10,9 тыс. руб. в месяц. Но для расчетных целей берется начальный уровень ББД в размере 12 тыс. руб., который является базой для начисления своевременных и адекватных индексаций на инфляцию и для применения возможных иных поправочных коэффициентов.

При этом выплата этих долей не должна считаться каким-то социальным пособием, но должна быть признана как законный безусловный доход пенсионера, обоснованный его прошлым участием в создании общественных основных фондов («овеществлённого труда» прежних поколений людей).

Начальный период перехода к новой системе должен быть организован следующим образом.

Первое – разово все пенсии меньшего размера заменяются минимальной пенсией в 12 тыс. руб. Для этих целей потребуется примерно 6,27 трлн. руб. в год – из расчета потребностей 36,4 млн. пенсионеров по старости (5.24 трлн. руб.), а также пенсионеров других категорий.

Второе – остаются без изменения все пенсии, превышающие 12 тыс. руб. в месяц.

Далее, к базовой расчетной пенсии в размере 12 тыс. руб. добавляется по 5 % от этой суммы за каждый год трудового стажа гражданина. И если исходить из среднего трудового стажа пенсионеров по возрасту в 25 лет, то для этих надбавок потребуется еще 6,55 трлн. руб.

Кроме того, должны получить доначисления к ББД в размере 20% в расчёте на каждого ребёнка матери, чьи дети продолжают жить в России (при условии, что они не привлекались к суду за нанесение вреда здоровью и благополучию своих детей). На эти цели потребуется примерно 0,6 трлн. руб. - из расчета, что среди пенсионеров насчитывается 10 млн. женщин, родивших и воспитавших в среднем по двое детей.

Доначисления к ББД предусматриваются также для всех граждан РФ, получившие инвалидность во время службы по защите России и её граждан.

Индексация пенсий на рост цен должна будет осуществляться автоматически (при высокой инфляции – ежеквартально или даже раз в месяц), что будет обеспечиваться соответствующим ростом поступлений от налога на потребление.

В целом, с учетом всех этих доначислений, на выплату пенсий в базовом 2022 году потребуется примерно 13,3-13,4 трлн. руб. (т.е., эта сумма полностью покрывается поступлениями от предлагаемого налога на потребление) и при этом средняя пенсия каждого пенсионера по старости составит 27 тыс. рублей в месяц – что больше нынешнего среднего уровня примерно в 1,8 раза (а для людей с особенно большим трудовым стажем размер пенсии вырастет в 3-4 раза).

При этом такой порядок исчисления и выплаты ББД распространяется на всех лиц, имеющих гражданство России. Предполагается также возможность применения минусовых корректирующих коэффициентов: например, коэффициент в 0,8 для лиц, только что получивших гражданство РФ, и коэффициент в 0,9 - для граждан РФ в следующем, втором поколении.

При этом следует подчеркнуть, что принцип «всеобщности», заложенный в основу ББД, вытекает из исторически всегда присутствовавших в России понятий общественной, общинной солидарности и взаимопомощи, который не всегда реализовывались в полной мере, но всегда отличал именно русский народ от всех других народов.

И реализация этого принципа в пенсионной системе обеспечит, что в России уже не будет и не должно быть ни голодных, ни нищих среди людей, уже не способных к труду по возрасту или по инвалидности.

С введением налога на потребление отменяются все сборы в ПФР (начисления к зарплатам и доходам граждан). В сумме это сейчас должно составлять примерно 12 трлн. руб. и эти средства фактически дадут соответствующее повышение доходов граждан (за минусом 13 % НДФЛ). Конечно, часть этих средств будет поглощена налогом на потребление (по ставке в 5 %), но не менее половины этой суммы останется на реальное улучшение текущего благосостояния 95% работающего населения страны.

При этом некоторая доля этих средств может быть использована гражданами на дополнительное сбережение - через систему добровольного частного пенсионного страхования. Но для основной массы граждан такая опция может показаться излишней, поскольку ожидаемый ими размер пенсии вполне покроет все их будущие расходы в пенсионном возрасте.

Но всё же такой сегмент пенсионного обеспечения через добровольное частное пенсионное страхование должен быть создан, и он должен пользоваться необходимой поддержкой со стороны государства.

Таким образом, за счет перехода к новой пенсионной системе будет гарантировано, что исчезнет острая конфликтность позиций между трудящимися и пенсионерами – когда первые полагают, что они содержат вторых за счет вычетов из их доходов. Одновременно и прекратится практика массового уклонения граждан и предпринимателей от обязательных отчислений в пенсионный фонд России (реально, вместе 22 %, сейчас собирается не более 13% - если считать от общего годового фонда оплаты труда).

При этом отметим, что некоторые категории доходов сейчас вообще законодательно освобождены от обязательных взносов в ПФР - что ещё более усугубляет сегодняшнее бедственное положение пенсионеров и раскалывает общество.

При новой пенсионной системе дополнительные доходы, по состоянию на 2022 год, составят почти 7 тыс. руб. в месяц на каждого работающего в основной массе занятых. А лица, получающие по 10-100 млн. рублей в месяц, конечно, будут иметь большие выгоды, но они и будут вносить повышенную долю в государственные доходы – через новый налог на потребление. И если они и решат часть своих доходов направить на свои добровольные пенсионные накопления, то это будет - их личное дело, всякие претензии к государству в отношении этих их сбережений потеряют всякую основу.

Правда, за государством все же останется обязанность общего надзора за системой частного пенсионного страхования – что вполне обеспечивается применением давно известных в развитых странах необходимых мер и инструментов.

При этом средства из этой системы частного пенсионного страхования могут инвестироваться, например, в пополнение государственных резервов энергоносителей, продовольственных товаров, в ипотечное кредитования, и в другие объекты финансирования. Сегодня эти инструменты пока используются для обогащения узкой прослойки спекулянтов и махинаторов и имеют эффект расхищения богатств России и разрушения ее производственного потенциала.

В финансовом отношении новая система вполне сбалансирована. При этом в целях социальной поддержки наиболее бедных слоев населения, включая и пенсионеров, из обложения предлагаемым налогом на потребление может быть исключена группа наиболее социально значимых товаров отечественного производства. Если предположить, что оборот всей группы этих товаров будет определен в размере 5,0 трлн. руб., то сумма потерь поступлений от налога составит 0,25 трлн. руб. И на эту сумму будет увеличено «натуральное» потребление малообеспеченных слоев населения - что также будет иметь серьезный социальный эффект.

В интересах пополнения доходов казны можно будет рассмотреть введение также налога (сбора) на обороты биржевой торговли, которые сейчас уже превышают квадриллион рублей. Такой налог даже при ставке всего в 0,5% может принести до 5 трлн. руб. Возможно также и введение специального налога на вывоз капиталов – в отношении средств, переводимых гражданами на свои счета в иностранных банках.

Следует учитывать, что сегодня через пенсионный фонд производятся выплаты не только пенсионерам по старости, но и иные выплаты. Если учесть этот момент, то можно предложить дальнейшую консолидацию системы социальных взносов и сборов, например - путём отмены всех платежей в ПФР и ОМС, за счет расширения налоговой базы предлагаемого нового налога.

Конечно, это – отдельная тема, но потенциальный размер возможного дополнительно вовлекаемого налогового ресурса обладает значительным фискальным резервом.

При этом дополнительные средства от обложения иных форм потребления, пока находящихся вне внимания фискальных властей – вроде некоторых реально обращающихся специфических «товаров» (информационных товаров, криптовалют и т.д.) – дадут государству новые возможности помощи и поддержки наименее обеспеченных слоёв. А такие дополнительные перераспределения общественного богатства создадут новые возможности для развития российской экономики.

И самое важное в этом – что такие перемены не потребуют новых фискально-принудительных изъятий из заработков трудящихся.

В целом при введении налога с потребления автоматически ликвидируется одиозная несправедливость, когда богатые платят меньшую долю от своих доходов в социальные фонды, чем бедные и самые бедные слои населения. Самые богатые будут платить гораздо больше, чем сейчас, так как сегодня значительная часть их доходов скрывается от обложения, а покупки труднее или даже невозможно скрыть.

А если социально значимые товары будут полностью освобождены от налога, то именно потребление богатыми дорогих товаров и услуг будет обеспечивать основную часть поступлений от этого налога. Это также должно снизить накал общественного противостояния и социальной враждебности.

Если сейчас именно такие налоги, как НДС и налог на имущество, обеспечивают дофинансирование расходов Пенсионного фонда из бюджета, то с введением нового налога на потребление возможно будет отменить также и эти два налога (НДС в 2019 г. составил 4,26 трлн. рублей и налог на имущество - примерно 1,0 трлн. руб).

Такой шаг радикально оздоровит всю экономическую и социальную жизнь в стране, ликвидирует причину и источник грандиозных финансовых злоупотреблений и коррупции, особенно с НДС и налогом на имущество, и приведёт к значительному снижению розничных цен на товары и услуги. Расчетно такое снижение составит примерно 25-30% и примерно 15-17% из них поглотит новый налог на потребление.

А при варианте установления ставки нового налога на уровне 10 % потенциальное удорожание товаров и услуг, предполагаемое на уровне 15-17%, будет более, чем компенсировано отменой НДС и налога на имущество, в результате чего цены могут упасть не менее, чем на 10-12%. При этом можно подумать о применении мер, обязывающих предприятия повысить на суммы этой экономии зарплаты своим работникам.

Таким образом, для потребителей внутри России общий совокупный индекс цен отечественного производства снизится на 10-12%, а для социально значимых массовых товаров - не менее чем на 15-20%. Это обстоятельство существенно поможет сокращению разрыва между реальным потреблением бедных и богатых и в ликвидации основного сегмента бедности. Можно предположить, что в результате всех предлагаемых мер реальное потребление (в натуральном измерении) у самых бедных слоев населения повысится не менее, чем на 50-70%.

При новой системе, за счет радикального упрощения налогового администрирования, произойдет существенное оздоровление всего комплекса взаимоотношений бизнеса и государства. И если удастся хотя бы на 50% снизить количество вынужденных налоговых нарушений в предпринимательской среде, то привлекательность бизнеса в России станет практически недосягаемой для любых стран мира. И бизнес России почувствует себя родным и почитаемым в своей родной стране.

А страна, которая реально гарантирует достаточную и справедливую обеспеченность пожилого населения, малоимущих и малообеспеченных граждан, сможет заметно улучшить свой общий имидж в мире. А главное - и в глазах молодёжи нашей же страны. О подобных благоприятных условиях для ведения бизнеса сейчас нигде даже и не мечтают!

Таким образом, применением новой системы пенсионного обеспечения будет удовлетворен общественный запрос на повышение роли каждого гражданина в определении своего собственного благополучия в преклонном возрасте - через его же собственный «накопленный» трудовой вклад, гарантируемый государством, в отношении его надёжности получения и стабильности его размера, и при этом - независимо от текущей экономической конъюнктуры или возможных политических перемен.

И России тогда, с её интеллектуальным богатством и менталитетом народа на справедливость, взаимопонимание и взаимопомощь, будет вполне по силам добиться впечатляющих успехов в экономическом развитии и явить миру самую прогрессивную и жизнеспособную систему в одной из важнейших общественных областей – в стабильном и надежном пенсионном обеспечении.

Завершая, заметим, что в этих предложениях В.П. Занина недостает пока многих деталей и конкретных расчетов, но общая идея, общая концепция – вполне ясна. А все эти нюансы будут выявляться и уточняться по мере реализации основных элементов этой новой системы, которой нельзя отказать в ее справедливости, остро-социальной направленности и финансово-экономической обоснованности.

Однако шансов на то, что они будут реализованы, очень мало. И дело не только в нежелании что-то менять, главная проблема – в общем падении компетентности людей, которые занимаются этими вопросами и среди законодателей, и в исполнительной власти, и в целом в финансовом секторе..

Я приведу только два примера. Вот – прогрессивный подоходный налог. О нем много говорят, с ним всё время что-то делают, он у нас одно время даже применялся. Но у этого налога есть три опоры, без которых он просто не работает. Без одной опоры – он качается, без двух – валится, без всех трех – превращается в фикцию. На Западе любой финансист это прекрасно знает. И в моих учебниках – которые издаются и продаются уже четверть века – об этом сказано вполне определенно.

Но вот я задавал этот вопрос нашим налоговым «спецам» - и в Госдуме, и в министерстве финансов, и в фискальных органах. Никто эти опоры назвать не смог. А чего-то – они обсуждают, как-то – суетятся, что-то – провозглашают… И ведь всё это – люди, которые у нас принимают законы, и люди, которые потом эти законы - исполняют!

А уровнем ниже – еще хуже. Работая в одной организации, я как-то захотел узнать, каково фискальное бремя этой организации, сколько она вообще платит государству налогов и сборов. Главный бухгалтер, опытный специалист, с большим стажем работы в этой сфере, сразу ответить на этот вопрос мне не смогла.

Ну, я думал – очень занята, повторил просьбу раз, другой, третий…Безрезультатно. Я уж хотел пойти ругаться, но потом – покопался и понял, в чем дело. Оказывается, в Бухгалтерии 1С такой функции просто нет. И – всё, дело – встало. Тупик. А ведь любой советский бухгалтер на этот вопрос ответил бы очень легко и быстро.

Но и сейчас эта задачка – для школьника начальных классов. Надо всего лишь запросить у банка выписку о всех перечислениях налоговых и и иных сборов за конкретный отчетный период – ведь наличных платежей в этой части расчетов не бывает. Но для нынешнего крупного «спеца» эта задача – неразрешима. Потому, что какой-то техник-программист посчитал эту функцию в учетной программе – лишней.

И можно привести еще массу подобных примеров. В налогах я как-то навскидку набрал сразу дюжину подобных недоразумений - «загадок». Например, есть – МРОТ. Типа – жизненный минимум дохода. Но этот минимум у нас облагается налогом. Да не одним еще! То есть – государство само объявляет «минимум», и оно же само этот же «минимум» – еще и «минимизирует»! Вот так и живем… Или – только доживаем?